Конституционно правовой статус субъектов рф
РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.
Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои конституции, другие субъекты Федерации — уставы. Основные вопросы статуса урегулированы ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
Статус субъекта РФ включает не только совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности, но также и его принадлежность к определенному виду субъектов. Все субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов компетенции РФ. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.
Принципы определения полномочий органов государственной власти субъекта РФ достаточно просты:
1) полномочия, осуществляемые по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;
2) полномочия, осуществляемые по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;
3) полномочия, осуществляемые по предметам ведения РФ, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.
Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст.65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечислением наименований всех субъектов Федерации в Конституции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в РФ и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.
В Конституции РФ закреплен принцип равноправия субъектов Федерации в отношениях с Федерацией. Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формирования Государственного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц всех субъектов РФ. Равноправие субъектов Федерации проявляется также, в общем для всех них определении предметов ведения. Но правовой статус субъектов РФ все же не во всем одинаков
Различие вытекает, например, из того, что республики объявлены государствами, в то время как все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов РФ — только законодательными собраниями. Большинство автономных округов входят в состав краев и областей, но должны рассматриваться как государственные образования наравне с этими краями и областями. Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма.
Субъекты Федерации имеют свою правовую систему, в которую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъектов РФ как бы образует собственное конституционное право, которое, однако, не разрывает единого поля конституционного права РФ, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Однако требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, находились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов, ведения субъектов Федерации.
Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Статус особой экономической зоны предоставляет органам государственной власти соответствующего субъекта РФ дополнительные права и льготы в области таможенного регулирования, транзита товаров, налогов, режима инвестиций и предпринимательской деятельности.
Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.
Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно, но с учётом конституционных требований. Чтобы эта система соответствовала основам конституционного строя РФ, что, в частности, означает разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной. Система органов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.
Субъекты Федерации вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи. Однако их международная правосубъектность носит ограниченный характер. Они не вправе ставить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубежные представительства на уровне посольств и т. д.
Субъекты Федерации не являются суверенными от России — они ее составные части. Субъекты РФ не имеют права выхода из РФ.
Статус субъекта РФ может быть изменен в соответствии с ФКЗ.
Под изменением статуса понимается переход субъекта Федерации из одного вида в другой. Не влечет изменения статуса субъекта изменение его названия, если оно не связано с изменением вида субъекта Федерации; изменение границ между субъектами Федерации; изменение прав и обязанностей субъекта Федерации в связи с передачей ему части своих полномочий Федерацией и пр.
Изменение статуса субъекта Федерации может быть осуществлено по взаимному согласию субъекта федерации и Федерации.
1. Республики в составе РФ образованы на национально-территориальной основе. Статус республики характеризуется прежде всего тем, что она является государством. Особенности конституционно-правового положения республики отражены в тексте федеральной Конституции и конституции республики, и заключаются в следующем.
Как государство она имеет свою конституцию, государственные символы (герб, флаг, гимн), соответствующие названия органов власти (президент, парламент, правительство, министерства и т. п.). Республики вправе в соответствии со ст. 68 Конституции РФ устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ. Некоторые республики ввели также свое гражданство.
2. Края, области, города федерального значения являются государственно-территориальными образованиями в составе РФ. Правовое положение этих субъектов Федерации определяется Конституцией РФ и уставами, принимаемыми законодательными органами. Устав края, области, города федерального значения закрепляет организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности, организацию местного самоуправления, а также другие волосы.
3. Автономная область и автономные округа — национально-территориальные образования, которые можно охарактеризовать как форму обеспечения малочисленным народам Сибири и Крайнего Севера возможность их сохранения и развития в виде государственного образования. Автономные образования, хотя и равноправны в соответствии с Конституцией с другими субъектами Федерации, имеют значительные отличия в конституционно-правовом статусе. Конституцией предусматривается при определенных условиях возможность принятия федеральных законов об автономных образованиях, что не исключает реализации ими права иметь свой устав, в котором закрепляется их статус, организация органов государственной власти и т. П
Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации
Конституция РФ в ст. 65, закрепляя состав Российской Федерации, различает шесть видов ее субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
Субъекты РФ имеют свою территорию, которая не может быть изменена без их согласия. Согласно ч. 3 ст. 67 Конституции РФ границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их согласия. Правовой статус границ субъекта РФ отличается от статуса государственной границы РФ. Органы государственной власти субъектов РФ распространяют свою власть на всю ее территорию.
Территория субъекта, являясь частью территории Российской Федерации, включает землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния, используемые для обеспечения материальных и духовных потребностей народов субъектов РФ.
Субъекты РФ имеют внутреннюю границу, отделяющую их от других субъектов РФ, а также могут иметь и внешнюю границу, отделяющую их от иностранных государств. Согласно ч. 3 ст. 67 Конституции РФ границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия. Внешняя граница субъекта РФ является вместе с тем государственной границей РФ и определяется международными договорами и соглашениями России с иностранными государствами. Как правило, территории субъектов РФ определялись исторически.
По особенностям границ среди субъектов РФ выделяются Сахалинская и Калининградская области. Сахалинская область отделена от основной части сухопутной территории Российской Федерации Татарским проливом, а Калининградская область – единственный субъект РФ, полностью отделенный от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств – Польши и Литвы – и международными водами.
Субъекты РФ обладают ограниченной международной правосубъектностью, объем которой определяется Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».
Субъекты РФ имеют свое законодательство, состоящее из конституций (уставов), иных законов и нормативных правовых актов. Законодательство субъектов РФ распространяет свое действие только на территорию соответствующего субъекта. Республики принимают конституции, остальные субъекты – уставы, обладающие высшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам, изданным в пределах полномочий соответствующих субъектов РФ, и обязательные к исполнению всеми органами, объединениями, юридическими и физическими лицами, находящимися на территории данного субъекта. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной власти РФ.
Согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В то же время в случае противоречия между федеральным законом и нормативным актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения Российской Федерации, вне пределов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
Субъект РФ имеет собственные предметы ведения и полномочия по предметам совместного ведения. В ст. 73 Конституции РФ закреплен принцип полноты власти субъекта Федерации в пределах его прав. Суть этого принципа заключается в том, что вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ последние обладают всей полнотой государственной власти.
Перечень предметов ведения субъектов РФ и их полномочий по предметам совместного ведения устанавливается в конституциях (уставах) субъектов РФ, а также по отдельным вопросам в федеральном и региональном законодательстве.
Предметы ведения субъекта РФ охватывают те сферы общественных отношений, которые связаны с их внутренними задачами. Реализуемая в этих целях компетенция не может выходить за рамки собственных структур и должна базироваться на внутрирегиональных коммуникациях, на собственных объектах регулирования и внутренних финансовых и материальных ресурсах.
В области государственного строительства и управления это вопросы создания системы органов государственной власти, административно-территориального устройства, референдума и других форм непосредственной демократии, реализуемые на уровне субъекта РФ, награды и почетные звания субъекта РФ, его государственная символика.
В социально-экономической сфере к предметам ведения субъекта РФ относятся вопросы бюджета и финансовых средств, государственной собственности субъекта РФ, региональные программы и развитие региональных социальных инфраструктур и др.
В сферах духовной и культурной жизни субъект РФ может заниматься не только обеспечением сохранения и развития культуры, духовного и исторического наследия территории, но и решать специфические для региона задачи, например создания национально-культурной автономии, поддержания традиционного образа жизни.
Субъекты РФ имеют свои символы (герб, флаг, гимн, а также столицу или административный центр), которые вправе самостоятельно устанавливать с учетом исторических и иных ценностей и традиций народов, проживающих на соответствующей территории, придавать им статус официальных отличительных атрибутов, определять порядок их официального использования. Флаг, герб и гимн наряду с наименованием призваны идентифицировать субъект РФ внутри Российской Федерации и по своему предназначению не могут служить другим целям, т.е. наличие символов субъектов РФ не является признаком, свидетельствующим об их суверенитете [1] .
В настоящее время не все субъекты РФ имеют официально утвержденные гербы и флаги; в некоторых из них пользуются своими старинными гербами, считая, что они не утратили юридической силы до сих пор. Изображения и описания гербов и флагов субъектов РФ, согласно Указу Президента РФ от 29 июня 1999 г. № 856 «О Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации», регистрируются в Государственном геральдическом регистре РФ, который ведет Геральдический совет при Президенте РФ.
Субъекты РФ вправе устанавливать административно-территориальное устройство на своей территории в соответствии с федеральным законодательством. Каждая из административно-территориальных единиц имеет определенную территорию. Административно-территориальные единицы могут включать как один, так и несколько населенных пунктов, а их границы – совпадать с границами муниципальных образований.
Основными территориальными единицами субъектов РФ в соответствии с действующим законодательством являются города, городские районы, административные районы, национальные районы, поселки, сельские поселения, закрытые административно-территориальные образования.
Во взаимоотношениях с Российской Федерацией субъекты РФ обладают правом законодательной инициативы, участия в разработке федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае нарушения федеральными властями прерогатив субъектов РФ в области нормотворческой деятельности последние могут обратиться за защитой своих интересов в Конституционный Суд РФ.
Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ возможно только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ). Инициатором таких изменений является субъект РФ. Поскольку данный вопрос находится в ведении Российской Федерации, ее согласие является обязательным. Выраженное в установленном порядке изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ оформляется федеральным конституционным законом.
Простое изменение наименование субъекта РФ, без изменения его конституционно-правового статуса, включается в ст. 65 Конституции РФ указом Президента РФ о приведении наименования субъекта РФ в тексте Конституции РФ. Данное действие возможно в соответствии с решением субъекта РФ и не исключает возможности дополнительного урегулирования порядка применения ч. 2 ст. 137 Конституции РФ федеральным законом [2] .
Конституция РФ, определяя Россию как федеративное государство, констатирует, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов РФ. Вместе с тем, учитывая сложившиеся традиции и специфику государственно-правового регулирования в этой сфере, в Конституции РФ допускаются особенности в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов РФ [3] .
Определенные виды субъектов РФ обладают своими специфическими особенностями.
Основная особенность республик заключается в том, что в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ они называются также государствами. Республики, согласно ст. 66, 68 Конституции РФ, имеют свои конституции и государственные языки.
Закрепленное в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ понятие «республика (государство)» не означает признания государственного суверенитета республик, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера [4] .
Республики имеют, как правило, наименование в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики. Наличие конституций служит основанием для формирования в республиках собственных конституционных судов. Многим республикам свойствен институт президентства. Административные центры республик называются столицами.
Края, области, города федерального значения являются государственно-территориальными образованиями и имеют свои уставы, определяющие наряду с федеральным законодательством их правовой статус, организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности, административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления. Государственным языком данных субъектов РФ является русский язык. Края, области имеют свои административные центры.
Специфическими особенностями обладает Москва как город федерального значения. Согласно ч. 2 ст. 70 Конституции РФ Москва имеет статус столицы Российской Федерации. Согласно Закону РФ «О статусе столицы Российской Федерации», в связи со статусом данного субъекта РФ органы государственной власти г. Москвы: 1) предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти РФ, представительствам субъектов РФ, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги; 2) обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий; 3) участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития г. Москвы; 4) участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории г. Москвы; 5) согласовывают проект генерального плана развития г. Москвы с федеральными органами государственной власти РФ.
Автономная область, автономные округа, являясь национально-территориальными образованиями, в своем названии фиксируют наименование титульной национальности (национальностей), проживающей(-их) в данном субъекте. Некоторые автономные округа объединяют несколько народностей и имеют большие территории при крайне низкой плотности населения. Данные субъекты РФ имеют свои уставы.
По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области (ч. 3 и 4 ст. 66 Конституции РФ).
Включение территории автономного округа в состав территории края, области не означает, что автономный округ утрачивает свою территорию и она поглощается краем, областью. На одной и той же территории функционируют федеральная власть и власть двух субъектов РФ, что, соответственно, обусловливает разграничение их полномочий.
Вхождение автономного округа в край, область означает также признание населения округа составной частью населения края, области. В связи с этим население автономного округа вправе наравне с населением других районов (частей) края, области участвовать в выборах органов законодательной и исполнительной власти (главы администрации) края, области. Факт вхождения автономного округа в состав края, области допускает распространение на него полномочий органов государственной власти края, области. Однако эти полномочия отличаются от тех, которые край, область осуществляют в отношении других своих частей, так как автономный округ, входящий в состав края, области, остается равноправным субъектом РФ.
Шпаргалка по конституционному (государственному) праву России.
39. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РФ.
Российское государство – это федерация.
РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.
Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.
Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.
В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный (смешанный) принцип.
Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.
Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.
Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.
Виды субъектов РФ: 1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург(они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).
В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами рФ.
Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.
Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».
Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.
Конституционно — правовой статус субъектов Российской Федерации
Понятие и содержание конституционно-правового статуса Российской Федерации
Конституционно-правовой статус субъекта федеративного государства — совокупность его основных прав и обязанностей, связанных с осуществлением государственной власти на соответствующей территории, урегулированных конституционным законодательством федерации и субъекта федерации.
«Субъекты РФ — государственно-правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию. Конституция РФ устанавливает шесть видов субъектов РФ — республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Все они равноправны в отношениях с федеральными органами власти. Однако в государственно-правовом статусе субъектов РФ разных видов имеются определенные различия, установленные Конституцией РФ, Федеративным Договором, а также специальными договорами между Российской Федерацией и ее отдельными субъектами ».
В юридической литературе существуют различные точки зрения относительно признаков, характеризующих конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации.
Так, А.А. Безуглов и С.А. Солдатов характеризуют конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации как совокупность следующих признаков: наличие своей территории у субъектов РФ; наличие своей системы органов государственной власти у субъектов РФ; правовая система субъектов РФ; государственные символы субъекта РФ.
По мнению М.С. Саликова, статус субъекта Российской Федерации обладает следующей совокупностью признаков: субъекты Федерации самостоятельно разрабатывают и принимают свои конституции (уставы); субъекты Федерации самостоятельно устанавливают собственное наименование; субъекты Федерации являются самоуправляющимися территориями; территория субъектов Федерации является составной частью российского государства; субъекты Федерации самостоятельно разрабатывают и принимают собственное законодательство, иные нормативные акты в пределах своих полномочий интересы субъектов представлены на федеральном уровне; субъекты Федерации самостоятельно устанавливают и формируют собственную систему органов законодательной, исполнительной, судебной власти; субъекты Федерации обладают ограниченной международной правосубъектностью; субъекты Федерации имеют собственную символику; субъекты Федерации не обладают правом сецессии (одностороннего выхода из состава Российской Федерации); субъекты Федерации равноправны; субъекты Федерации — несуверенные государственные образования.
Н.М. Добрынин полагает, что можно выделить следующее главные признаки правового положения субъекта Федерации: субъекты Федерации — это системообразующие элементы Федерации; субъекты Федерации, как и Федерация в целом, обладают государственной властью; субъекты Федерации, наделенные всей полнотой государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, находятся в состоянии прямой постоянно действующей взаимозависимости в отношениях между собой и в отношениях с федеральным центром; субъекты Федерации обладают самостоятельностью и ее конституционными гарантиями; субъекты Федерации имеют законодательно установленное право участия в делах Федерации; субъекты Федерации вправе заключать соглашения и союзы с другими субъектами Федерации, с субъектами других федераций, а также участвовать в иных международных отношениях.
Общие для всех видов субъектов РФ признаки:
- 1) Все субъекты являются неотъемлемой частью Российской Федерации, они не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава РФ.
- 2) Субъекты РФ обладают собственной государственной властью. Однако эта власть имеет ограниченный и иерархически подчиненный характер. Это выражается в том, что важнейшие вопросы общественной и государственной жизни отнесены Конституцией РФ к исключительным предметам ведения Федерации, в принципе верховенства федерального права, в возможности использования федерального принуждения по отношению к субъектам РФ в случае нарушения ими федеральных Конституции и законов.
- 3) Статус субъекта Федерации не может быть изменен Федерацией в одностороннем порядке, он не может быть изменен и самим субъектом. Народ может выбрать новую форму самоопределения РФ, но изменение статуса государственного образования в составе Федерации — ее субъекта требует согласия обеих сторон — Федерации и субъекта. Создание федеральных округов с назначенными в них полномочными представителями Президента РФ не изменяет Конституции РФ и юридически не меняет конституционного статуса субъектов Федерации.
- 4) На всех субъектов Федерации распространяется принцип территориальной целостности. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67). Такие изменения границ могут быть обусловлены прежде всего экономическими связями районов, тяготением населения к определенным центрам, характером путей сообщения с ними.
- 5) Субъекты Федерации самостоятельно устанавливают деление своей территории, создают административно-территориальные единицы, излагают: законы о местном самоуправлении и организуют его.
- 6) Конституция РФ устанавливает, что все субъекты РФ равноправны, в том числе и в отношениях с федеральными органами государственной власти. Все субъекты имеют свои представительства при Правительстве РФ, на всех субъектов в равной мере распространяются федеральные гарантии.
- 7) Субъекты Федерации самостоятельно создают собственные органы государственной власти. Создавая свои органы, субъекты должны действовать в соответствии с принципами Конституции РФ и исходить из федеральной схемы отношений органов законодательной и исполнительной власти, как это постановил Конституционный Суд РФ в решении от 18 января 1996 г. В 1999 г. 22 сентября принят Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
- Субъекты обладают собственной разветвленной правовой системой, которая позволяет им полностью регулировать вопросы их собственного ведения, а также вопросы совместного ведения с Федерацией, если они не урегулированы ею. В основе правовой системы республик находятся их конституции, других субъектов Федерации — уставы. В настоящее время в некоторых республиках приняты различные кодексы, во всех субъектах — законы, акты правительств и т.д. При всех условиях, однако, правовая система каждого из субъектов Федерации является частью федеральной системы и не может находиться в противоречии с ней.
- 9) Субъекты Федерации имеют собственную сферу предметов ведения. За пределами исключительной компетенции Федерации и в сфере совместной компетенции, в той части, где не приняты федеральные законы, субъекты вправе самостоятельно регулировать соответствующие отношения. В сфере совместной компетенции главная роль отдается федеральному праву, но в сфере остаточной компетенции субъектов верховенство имеет закон субъекта РФ.
- 10) Субъекты участвуют в решении федеральных вопросов. Для этого они имеют равное количество представителей в Совете Федерации, право законодательной инициативы в федеральном парламенте, постоянные представительства республик в центре, вправе участвовать в разработке федеральных нормативных актов по предметам совместного ведения. При нарушении этих прав они могут обратиться за защитой в Конституционный Суд РФ.
- 11) Субъекты РФ имеют свою собственность.
В их собственности может находиться различное имущество. Федеральное имущество может передаваться в собственность субъектов, их владение, пользование и распоряжение. Кроме того, доходы от федеральной собственности могут делиться между Федерацией и соответствующим субъектом (субъектами) в определенной пропорции, если эта собственность находится, в частности, на территории субъекта. Собственность субъекта может передаваться в муниципальную собственность, во владение, пользование, распоряжение муниципальных образований. Однако в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. субъект Федерации не вправе объявлять своим достоянием природные ресурсы на своей территории (эти вопросы Конституцией РФ отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов).
- 12) Все субъекты РФ вправе участвовать в международных и внешнеэкономических связях, а также заключать внутрифедеративные договоры, в том числе с Федерацией.
- 13) Субъекты Федерации имеют свою символику — герб и флаг, редко — гимн (например, Саратовская область), имеют столицы (административные центры).
Наряду с общими признаками в правовом положении различных субъектов РФ есть свои особенности. В учебной и научной литературе все субъекты РФ традиционно распределяются на три основные группы: республики (государства); края, области, города федерального значения (территориальные образования); национально-территориальные образования (автономная область и автономные округа). Это также дает основание говорить о различиях в их правовом статусе. Да и сама конституционная возможность изменения субъектом РФ своего статуса (ч. 5 ст. 66) предполагает различия в статусе отдельных регионов. Все подобные положения, внутренние противоречия российского законодательства дают почву для обоснования разностатусности составных частей России, прежде всего республик, по сравнению с другими субъектами РФ.
«В соответствии с Конституцией РФ (ст. 11) федеральный закон закрепляет принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий. Заключение таких договоров допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий».
Таким образом, конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной поддержки населения, культуры.
Конституционно-правовой статус субъектов РФ.
Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами:
1) В соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ;
2) Каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию;
3) Субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта РФ, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты РФ в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;
4) Каждый субъект РФ праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.
Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят). В настоящее время субъекты РФ различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:
· 1) Республики. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки, гос.символику. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.
· 2) Края, области, города федерального значения. Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Москва имеет статус столицы, который выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств.
· 3) Автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Красноярского края — Таймырский и Эвенкийский округа, и др. Конституционный Суд РФ разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации — края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.
Порядок изменения статуса субъекта Российской Федерации.
ФКЗ «О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ОБРАЗОВАНИЯ В ЕЕ СОСТАВЕ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Под статусом субъекта РФ обычно понимается «совокупность полномочий, прав и обязанностей или система государственно-правовых компетенций в осуществлении им власти на своей территории в качестве субъекта правоотношений с Федерацией и другими государственными образованиями» а также его принадлежность к определенному виду субъектов РФ: республике, краю, области, городу федерального значения, автономной области, автономному округу
Конституция РФ допускает возможность изменения статуса субъекта РФ. Согласно ч. 5 ст. 66 статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.
Конституционно-правовой статус субъекта РФ согласно федеральному законодательству может быть изменен двумя способами:
1) путем преобразования одного вида субъекта РФ в другой;
2) путем объединения (слияния) нескольких субъектов РФ.
Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ путем преобразования одного вида субъекта РФ в другой означает присвоение субъекту иного вида конституционно-правового статуса субъекта РФ из числа установленных в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ, что подтверждается правовыми позициями Конституционного Суда РФ <1>. Например, область может быть преобразована в край, край — в республику и т.п. Таким образом, изменяется субъектный состав Российской Федерации, конституционный статус субъекта РФ, но при этом его территория остается без изменения <2>.
Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ путем объединения (слияния) нескольких субъектов РФ предусмотрено Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», регулирующим процедуру объединения двух граничащих между собой субъектов РФ и более.
Объединение субъектов РФ осуществляется в целях: 1) обеспечения сохранения и развития самобытности народов, традиционно проживающих на территории соответствующих округов; 2) ускорения социально-экономического развития объединяющихся территорий, повышения уровня жизни населения, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни народов, проживающих на территории округов; 3) эффективного осуществления государственной власти; 4) организации местного самоуправления с учетом особенностей административно-территориальных единиц с особым статусом; 5) дополнительных гарантий для коренных малочисленных народов
Объединение субъектов РФ влечет возникновение нового укрупненного субъекта РФ в территориальных границах объединенных субъектов. По существу, прежние субъекты РФ (на практике это автономные округа) прекращают свое существование, и в границах их территорий возникает новый субъект, который может: 1) сохранить тип и наименование одного из прежних субъектов (например, Красноярский край при его объединении с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами); 2) при сохранении наименования избрать новый тип из перечня установленных в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ субъектов РФ (например, Пермский край при объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа); 3) избрать новый тип и новое наименование (например, Забайкальский край при объединении Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа). Во всех этих случаях изменение статуса субъекта РФ сопряжено с изменением его территории.
В теории конституционного права выделяют и другие способы изменения статуса субъекта РФ:
1) разделение субъекта РФ на несколько новых субъектов;
2) выделение части территории субъекта РФ с предоставлением ей статуса субъекта РФ;
3) объединение частей территорий нескольких граничащих между собой субъектов РФ с предоставлением этой объединенной территории статуса субъекта РФ.
Федеральным законодательством эти способы не предусмотрены, что объясняется необходимостью исключения самой возможности дальнейшего дробления территориального устройства государства. Учитывая размеры территории РФ, наличие в ней самого большого числа субъектов из всех федераций мира, проблемы экономического отставания ряда субъектов РФ, такая позиция законодателя вполне оправданна <1>.
Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ может осуществляться лишь в рамках Конституции РФ. В ней не предусмотрено право субъектов РФ на выход из Российской Федерации, поэтому статус субъекта РФ не может изменяться таким способом.
В зарубежных федерациях, например в Индии и Пакистане, в качестве исключительной меры юридической ответственности допускаются преобразование и даже ликвидация субъекта федерации <1>. Российское конституционное законодательство не знает таких мер ответственности субъектов РФ.