Лицензирование деятельности спортивной секции

Статья 37. Лицензирование видов деятельности и сертификация продукции и услуг в области физической культуры и спорта. 1. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта осуществляет лицензирование видов деятельности по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Лицензирование отдельных видов деятельности в области физической культуры и спорта могут осуществлять также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта проводит и осуществляет обязательную сертификацию продукции и услуг в области физической культуры и спорта в соответствии с законодательством.
Комментарий к статье 37
1. Основной целевой функцией системы лицензирования является обеспечение защиты человека от прямого, негативного воздействия на его физическое и духовное состояние со стороны предпринимателей, недопущение проникновения на рынок структур, ведущих незаконную, неквалифицированную и опасную для человека деятельность. К лицензируемым видам деятельности в соответствии с действующим законодательством относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Лицензирование представляет собой форму государственного регулирования предпринимательской деятельности, заключающегося в установлении порядка, при котором осуществление отдельных видов деятельности возможно только при наличии специального разрешения (лицензии), выдаваемого органами исполнительной власти при соблюдении соискателем лицензии определенных правил.
Таким образом, лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим государственным органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Виды лицензируемой деятельности в соответствии с Гражданским кодексом РФ устанавливаются только законом, а на Правительство Российской Федерации возложено утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности, определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, а также установление видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 комментируемой статьи установлено лицензирование деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. Осуществление лицензирования возложено на Госкомспорт России, а п. 2 — также на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
Однако на сегодняшний день данная статья в части, касающейся лицензирования, фактически утратила силу, поскольку Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федеральных законов от 13 марта 2002 г. N 28-ФЗ, 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) лицензирование деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг не предусмотрено, в отличие от ранее действовавшего законодательства. Лицензирование видов деятельности, не указанных в ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», прекращается со дня вступления в силу этого Федерального закона. В соответствии со ст. 17 введение лицензирования иных видов деятельности, не включенных в приведенный ст. 17 перечень, возможно только путем внесения дополнений в данный перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 4137.
Во исполнение Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 были утверждены Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности. В соответствии с этим Постановлением за Госкомспортом России сохранилась только функция организации и содержания тотализаторов и игорных заведений.
2. Поскольку, как было показано в комментарии к п. 1, федеральным законодательством лицензирование деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг не включено в перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию, то это требование распространяется и на лицензирование деятельности в области физической культуры и спорта, которая в соответствии с ранее действовавшим законодательством осуществлялась органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
Так, Постановлением Правительства Москвы от 15 августа 1995 г. N 699 «О совершенствовании системы лицензирования деятельности на территории г. Москвы» (в ред. Постановлений Правительства Москвы от 30 апреля 1996 г. N 388, от 25 июня 1996 г. N 551, распоряжения мэра от 16 декабря 1996 г. N 587/1-РМ, Постановлений Правительства Москвы от 3 июня 1997 г. N 416, от 12 августа 1997 г. N 589, от 9 сентября 1997 г. N 666, от 9 сентября 1997 г. N 668 (ред. 25.09.2001), распоряжения мэра Москвы от 31 декабря 1998 г. N 1333-РМ, Постановлений Правительства Москвы от 7 февраля 2001 г. N 92-РМ, от 6 марта 2001 г. N 223-ПП) утвержден разработанный на основе федеральных нормативных актов Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию на территории г. Москвы органами исполнительной власти города. Из указанного Перечня исключено лицензирование физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а Постановление Правительства Москвы от 12 октября 1993 г. N 913 «О лицензировании физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности» признано утратившим силу.
———————————
Вестник Мэрии Москвы. N 16. Август 1995 г.
3. Пунктом 3 комментируемой статьи на Госкомспорт России возложено проведение обязательной сертификации продукции и услуг в области физической культуры и спорта. Сертификация представляет собой процедуру подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция (услуги) соответствует установленным требованиям.
Вопросы сертификации регламентированы Законом Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (в ред. Федеральных законов от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ, от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ, от 31 июля 1998 г. N 154-ФЗ) (с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2001 г. N 15-П) . В соответствии с этим Законом сертификация в Российской Федерации может иметь обязательный и добровольный характер. Установлено, что обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации (в данном случае это п. 3 ст. 37 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
———————————
Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 26. Ст. 966.
СЗ РФ. 2001. N 50. Ст. 4822.
При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всю территорию Российской Федерации. Организация и проведение работ по обязательной сертификации продукции и услуг в области физической культуры и спорта возложены на Госкомспорт, а отнесение той или иной продукции или услуг к подлежащей обязательной сертификации — компетенция Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства России от 13 августа 1997 г. N 1013 «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24 мая 2000 г. N 403 , от 3 января 2002 г. N 3 , от 29 апреля 2002 г. N 287 ) утверждены Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации. На основе этих Перечней Госстандарт Российской Федерации публикует номенклатуру подлежащих обязательной сертификации объектов, в отношении которых законами и стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя, охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3899.
СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2317.
СЗ РФ. 2002. N 1. Ч. II. Ст. 53.
СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1773.
Отдельные виды продукции и услуг в области физической культуры и спорта включены в номенклатуру подлежащих обязательной сертификации объектов. Так, например, сюда отнесены спортивные товары, изделия для общей физической культуры, спорта и туризма; винтовки и ружья охотничьи и спортивные, патроны к ним, одежда, обувь и др.
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем. Сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость.
Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем. Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Установлено важное условие, в соответствии с которым добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
Требования обязательной сертификации в большей степени касаются промышленности, выпускающей соответствующую продукцию. Для участников физкультурно-спортивного движения установление обязательной сертификации товаров и услуг в области физической культуры и спорта означает определенную степень гарантии безопасности этих объектов, уменьшения травматизма и других неблагоприятных последствий.

Лицензирование деятельности спортивной секции

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2023 года.

2. Наименования и уставы организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, программы спортивной подготовки, подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 1 мая 2023 года с учетом следующих положений:

1) организации, реализующие программы спортивной подготовки в качестве основной цели деятельности, должны быть переименованы в организации дополнительного образования со специальным наименованием «спортивная школа»;

2) организации, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта в качестве основной цели деятельности, должны быть переименованы в организации дополнительного образования со специальным наименованием «спортивная школа»;

3) организации, реализующие дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта в качестве основной цели деятельности, могут быть переименованы в организации дополнительного образования со специальным наименованием «спортивная школа».

3. Программы спортивной подготовки, дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований дополнительным образовательным программам спортивной подготовки.

4. Организации, реализующие программы спортивной подготовки, дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта на день вступления в силу настоящего Федерального закона, должны привести свою образовательную деятельность в соответствие с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов не позднее 1 мая 2023 года.

5. Организации, реализующие на день вступления в силу настоящего Федерального закона программы спортивной подготовки, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности не позднее 1 сентября 2023 года.

6. До момента получения лицензии на осуществление образовательной деятельности организации, указанные в части 5 настоящей статьи, осуществляют образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам на основе временной лицензии, выдаваемой лицензирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанная временная лицензия действует до 1 сентября 2023 года.

7. Лица, проходящие спортивную подготовку по программам спортивной подготовки, обучающиеся по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются принятыми на обучение на соответствующий этап спортивной подготовки по соответствующим дополнительным образовательным программам спортивной подготовки с момента выдачи временной лицензии организации, реализующей соответствующую дополнительную образовательную программу спортивной подготовки. На указанных лиц распространяются права и обязанности обучающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона).

8. Лица, работающие в организациях, реализующих программы спортивной подготовки, в должности тренера до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с их письменного согласия переводятся на должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя, предусмотренные номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, не позднее 1 сентября 2023 года, но не ранее чем с момента выдачи указанным организациям временной лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам и при условии отсутствия у таких лиц ограничений на занятие педагогической деятельностью, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации.

9. Периоды работы в должности тренера лиц, переведенных на должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя, засчитываются в стаж педагогической работы.

10. Лица, переведенные на должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя, проходят аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям педагогических работников не ранее чем через два года и не позднее чем через пять лет после назначения на соответствующие должности педагогических работников.

11. Лица, переведенные на должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя и имеющие квалификационные категории тренеров, признаются имеющими квалификационные категории педагогических работников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

ПРОЦЕДУРА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В соответствии с Федеральным законом Российской Федера­ции «О лицензировании отдельных видов деятельности» (1998 г.) среди прочих видов деятельности обязательному лицензированию подлежит деятельность негосударственных организаций и инди­видуальных предпринимателей по оказанию физкультурно-оздо­ровительных и спортивных услуг. Это связано с тем, что закон к лицензируемым видам деятельности относит те их виды, осуще­ствление которых может повлечь за собой нанесение ущерба пра­вам, законным интересам, нравственности, здоровью граждан и т.п. и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Федеральный закон определяет общий порядок лицензирова­ния отдельных видов деятельности.

Конкретный механизм лицензирования деятельности по ока­занию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг может быть охарактеризован на основе анализа подзаконного акта — рас­поряжения мэра Москвы «О лицензировании деятельности по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг в го­роде Москве» (1999 г.).

В соответствии с названным распоряжением осуществление деятельности по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг на территории Москвы без лицензии с 1 июля 1999 г. запрещено.

Распоряжением утвержден также «Временный порядок лицен­зирования деятельности по оказанию физкультурно-оздоровитель­ных и спортивных услуг в городе Москве» (1999 г.).

Введенный в действие «Временный порядок лицензирования деятельности по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг в городе Москве» устанавливает, что:

• в качестве лицензиатов (владельцев лицензии) выступают не­государственные организации и индивидуальные предпринима­тели, осуществляющие или имеющие намерение осуществлять деятельность по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг на территории города Москвы;

• право на осуществление деятельности по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг возникает у юридического лица или индивидуального предпринимателя с момента выдачи ему лицензии или в указанный в ней срок и прекращается с момента окончания срока действия лицензии, приостановле­ния действия или аннулирования лицензии;

• деятельность по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг осуществляется на территории города Москвы на основании лицензии, выдаваемой Московской лицензионной палатой. Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии принимается Московской лицензионной палатой с учетом заключения Экспертного совета, созданного при ней. В состав Экспертного совета включаются специалисты лицензирующего органа, Комитета физической культуры и спорта Правительства Москвы, общественных физкультурных и спортивных организаций города.

Перечень видов работ (услуг), составляющих деятельность по оказанию спортивно-оздоровительных и спортивных услуг, включает:

проведение спортивно-зрелищных мероприятий;

проведение занятий по физической культуре и спорту (прове­дение занятий в учебных группах, командах, школах, клубах гим­настики, общей физической подготовки, закаливания и т.д., а также по видам спорта в соответствии с единой Всероссийской спортивной классификацией);

проведение медико-восстановительных и методических консуль­таций, тестирование;

разработку и выдачу рекомендаций, программ, комплексов для занятий спортом; обучение населения навыкам спорта и развитию физических качеств на курсах;

предоставление объектов физической культуры и спорта для населения (включая предоставление услуг спортивно-оздорови­тельных бань и саун, проведение спортивного и оздоровительно­го массажа);

пользование спортивными тренажерами;

услуги в области физической культуры и спорта и пр. (подго­товка инструкторов физической культуры и спорта; создание ус­ловий до, во время и после занятий физической культурой и спортом по присмотру за детьми; приведение в порядок спортив­ной одежды, обуви; оказание хозяйственных услуг, связанных с занятиями спортом);

ремонт, подгонку и установку спортивного снаряжения, ин­вентаря, оборудования и пр. (ремонт, подгонка и установка спортивного снаряжения, спортивного инвентаря, спортивной формы, спортивно-технологического оборудования, трена­жеров).

Процедура лицензирования деятельности по оказанию физкуль­турно-оздоровительных и спортивных услуг включает следующие операции, выполняемые последовательно.

Операция первая: получение заключения органа Санэпиднадзора.

Для получения заключения необходимо обратиться в орган Санэпиднадзора с заявлением, к которому прилагаются свиде­тельство о регистрации организации, договор аренды помещений и копии сертификатов соответствия на оборудование.

Представители органа Санэпиднадзора проводят натурное об­следование помещений физкультурно-спортивной организации, спортивного инвентаря и оборудования, ознакамливаются с ме­дицинскими справками ее сотрудников и составляют заключение.

На основе названных документов и мероприятий орган Сан­эпиднадзора выдает заявителю Санитарно-эпидемиологическое заключение.

Операция вторая: получение заключения Госпожнадзора.

Для получения заключения необходимо обратиться в орган Госпожнадзора с заявлением.

Представители органа Госпожнадзора проводят натурное об­следование помещений физкультурно-спортивной организации, по результатам которого составляют рапорт.

На основе рапорта орган Госпожнадзора выдает заявителю За­ключение о соответствии объекта требованиям пожарной без­опасности.

Операция третья: получение заключения отдела экспертизы, предлицензионной подготовки и сертификации физкультурно-оздорови­тельных и спортивных услуг Комитета физической культуры и спорта Правительства Москвы.

Для получения заключения необходимо обратиться в отдел с заявлением, к которому прилагаются следующие документы (но­тариально заверенные копии): протокол об учреждении органи­зации; свидетельство о регистрации организации; устав организа­ции; приказ о назначении исполнительного директора организа­ции; доверенность исполнительному директору организации; до­говор аренды помещений, свидетельство о внесении помещений в реестр собственности на территории Москвы, свидетельство на право собственности помещениями, справки Бюро технической инвентаризации (справка, выписка из паспорта БТИ, эксплика­ция, поэтажный план, справка инвентаризационной стоимости); договор аренды земель в Москве; сведения о кадровом составе и квалификации сотрудников с приложением копий дипломов об образовании и копий паспортов (листы 1-й и 2-й, листы с после­дней фотографией и с пропиской); Санитарно-эпидемиологичес­кое заключение; Заключение о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности.

На основе анализа перечисленных документов и результатов на­турного обследования Комитет физической культуры и спорта Пра­вительства Москвы выдает заявителю заключение о соответствии соискателя лицензии требованиям, предъявляемым к осуществле­нию физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Операция четвертая: получение лицензии на осуществление деятель­ности по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.

Для получения лицензии необходимо обратиться в Москов­скую лицензионную палату с заявлением, к которому прилагают­ся следующие документы (нотариально заверенные копии): устав организации; свидетельство о регистрации организации; свиде­тельство о постановке на учет в налоговом органе; договор арен­ды помещений; санитарно-эпидемиологическое заключение; за­ключение о соответствии объекта требованиям пожарной безо­пасности; справки Бюро технической инвентаризации; характе­ристика объекта лицензирования; документ, подтверждающий вне­сение платы за рассмотрение заявления.

Заявители несут ответственность за достоверность представля­емых данных.

Заявление о выдаче лицензии с приложением пакета необхо­димых документов принимается лицензирующим органом по описи и регистрируется в день его получения. Копия описи с отметкой о приеме документов возвращается заявителю. При обращении в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии заявитель вносит плату, равную трехкратному размеру установленной зако­ном минимальной месячной оплаты труда.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принима­ется в течение 30 дней со дня подачи заявления со всеми необхо­димыми документами.

В выдаче лицензии может быть отказано только в следующих случаях: наличие в документах, представленных соискателем лицен­зии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Мотивированное решение лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа направляется (вручает­ся) заявителю в письменной форме в 3-дневный срок после его при­нятия и может быть обжаловано в установленном порядке.

Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) за­явителю в письменной форме с приложением расчета размера лицензионного сбора, указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора.

Заявитель должен произвести оплату лицензионного сбора в указанные в уведомлении сроки. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в десятикратном размере установленной за­коном минимальной месячной оплаты труда.

В документе, подтверждающем наличие лицензии, указывают­ся: наименование органа, выдавшего лицензию; для юридических лиц — наименование и юридический адрес лицензиата; иденти­фикационный номер налогоплательщика (ИНН); вид деятельно­сти, на осуществление которой выдается лицензия, с указанием видов работ (услуг); условия осуществления данного вида дея­тельности; область действия лицензии; срок действия лицензии; регистрационный номер лицензии и дата выдачи.

Документ, подтверждающий наличие лицензии, выдается в течение 3 дней после представления лицензиатом в лицензирую­щий орган документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора.

Лицензия выдается на 3 года. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата. В продлении срока дей­ствия лицензии может быть отказано в случае, если за время ее действия зафиксированы нарушения лицензионных требований.

Читайте также  Ушемление прав ребенка

Одним из лицензионных требований является наличие у ли­цензиата следующей нормативно-правовой документации:

Федерального закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (1996 г., с последующими изменениями и дополнениями);

Федерального закона Российской Федерации «О лицензирова­нии отдельных видов деятельности» (1998 г.);

Федерального закона Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999 г.);

Закона Москвы «О физической культуре и.спорте» (1996 г.);

Распоряжения мэра Москвы «О лицензировании деятельности по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг в городе Москве» (1999 г.). Кроме того, лицензиат должен иметь и обеспечить доступ клиентов — к Книге жалоб и заявлений, представителей контролирующих органов — к Книге проверок.

Детские центры без лицензии

Если скучно разбираться с теорией, мотайте в конец статьи. Там откровение владельца детского центра: он знает законы, но у него нет лицензии и делать ее он не будет. Публикуем на условиях анонимности.

Марина Петрова

Когда лицензия не нужна

Когда детским центрам нужна лицензия — в «Деле»

Напомним: если детский центр занимается образовательной деятельностью, ему нужна лицензия и без нее работать нельзя. Об этом мы рассказывали в прошлой статье. Но есть исключение: если ИП работает лично, без сотрудников-педагогов, лицензия не нужна.

Все остальные клубы без лицензии не должны ничему учить. Зато вот чем они могут заниматься:

  • присматривать за детьми;
  • развлекать;
  • проводить занятия для социализации и общего развития.

Разберем, что можно и чего нельзя детским центрам в каждом из этих случаев.

Не нужна лицензия, если ИП работает лично и не нанимает педагогов

В 2013 году закон разделил предпринимателей:

  • работают сами, не нанимают педагогов в штат — лицензия не нужна;
  • открывают детские клубы и нанимают педагогов в штат — нужна лицензия. А руководителям придется получать корочку «Менеджмент в образовании», достаточно трехмесячных дистанционных курсов профессиональной переподготовки.

Чтобы открыть детский клуб без лицензии, предприниматель должен работать сам, без наемных педагогов. Для этого ему придется получать профильное образование. Например, для курсов по рисованию подойдет диплом высшего образования «Учитель изобразительного искусства» или среднее образование по специальности «Живопись». Если по образованию он экономист, достаточно пройти курсы переподготовки, например по программе «Педагог ИЗО в организациях дополнительного образования».

В штат можно нанять администратора, повара, инструктора, уборщицу или няню, но нельзя взять на работу человека с должностью воспитателя, педагога, учителя, преподавателя, методиста в трудовой книжке.

Ольга — музыкант, и занимается флейтой с малышами от трех лет. Она преподает сама, поэтому лицензия ей не нужна.

Если она возьмет на работу преподавателя по вокалу, придется получать лицензию. Без лицензии она может нанять администратора, чтобы он отвечал на звонки, вел социальные сети, следил за чистотой. Но учить детей музыке администратор не сможет.

Иногда предприниматели оформляют преподавателя администратором, чтобы не получать лицензию. Кажется, что всё равно никто не узнает. В реальности это рискованно. Если родители пожалуются на клуб, придет проверка. Тогда выяснится, что администратор учит детей. Доказать это будет несложно: достаточно опросить родителей.

Если ИП работает сам, из ОКВЭДов подойдет код 85.41 — «Образование дополнительное детей и взрослых».

В клубе без лицензии присматривают за детьми

Если с детьми гуляют и играют, их кормят и укладывают спать по режиму, лицензия не нужна. Клуб заключает с родителями договор на присмотр и уход. Закон говорит о присмотре и уходе так:

Таким клубам нужно выбирать код ОКВЭД 88.91 — «Предоставление услуг по дневному уходу за детьми», он относится к социальным услугам. С таким ОКВЭДом надо заниматься социальными услугами. Если начать готовить к школе, это может обнаружить проверка. В лучшем случае обойдется требованием получить лицензию или предупреждением, в худшем — штрафом или даже приостановлением деятельности клуба.

Детский клуб «Радужка» занимался присмотром и уходом за детьми. В клуб пришла прокуратура, потому что два раза в неделю с детьми проводили уроки по подготовке к школе. Прокуратура нашла признаки, что клуб занимался образовательной деятельностью:

  • учебники, прописи, рабочие тетради;
  • договор оферты со стоимостью занятий группы «Знай-ка», в котором упомянута дошкольная программа для детей 5—6 лет;
  • методические материалы и пособия в комнате для занятий.

Суд согласился с прокуратурой, но заменил штраф на предупреждение. Судебное дело.

В клубе развлекают детей

Развлекательные клубы есть почти в каждом торговом центре: там можно оставить ребенка, пока ходишь по магазинам, или заказать праздник, шоу-программу, квест. В клубе много игрушек, лабиринты, батуты, горки, а с детьми работают аниматоры, инструкторы, организаторы. Прийти и уйти можно в любое время. Фиксированных занятий нет, а родители платят по часам или за мероприятие.

Такие клубы работают под ОКВЭДом 93.29.9 — «Деятельность зрелищно-развлекательная прочая».

Клуб проводит общеразвивающие занятия

В клубе с детьми занимаются творчеством, танцами, спортом. Это похоже на образовательную деятельность, но у занятий не все признаки образовательной деятельности и другие коды ОКВЭД.

Клубную деятельность выбирают предприниматели, которые не считают свои занятия образовательными. Они называют центры досуговыми, нанимают специалистов по работе с детьми и инструкторов, работают без образовательной программы и фиксированного расписания.

Наташа ходит в клуб на занятия по лепке и арт-терапии. Иногда маме некогда водить дочь, и та пропускает занятия. Но это неважно: в клубе нет жесткого расписания, никто не оценивает результат. Главное, чтобы ребенку нравилось.

Из ОКВЭДов подойдет 90.04.3 — «Деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества».

С клубной деятельностью не всё однозначно. В 2013 году Министерство образования описало, как организовывать дополнительное образование, и перечислило его формы:

  • клубы,
  • секции,
  • кружки,
  • лаборатории,
  • студии,
  • оркестры,
  • творческие коллективы,
  • ансамбли,
  • театры.

Ничто не мешает кружкам, клубам и секциям быть образовательными. Судебные решения по клубным делам разные. Иногда суды встают на сторону предпринимателей.

Прокуратура проверила центр раннего развития «Супердетки» и посчитала, что компания ведет образовательную деятельность без лицензии. В центре учили английскому. Предприниматель настаивала, что у нее кружок, специальных программ нет, и это не образование.

Суд рассмотрел такие факты о клубе:

  • с родителями заключали договоры о досуговой и воспитательной деятельности;
  • количество детей на занятиях всегда разное, посещение клуба несистематическое;
  • в клубе нет педагогогов, там работают руководитель кружка, администратор и организатор детского досуга;
  • в документах и рекламе нет ничего об обучении.

Суд не увидел в работе клуба образовательной деятельности и согласился с собственником. Судебное дело.

В другом деле прокуратура выиграла.

Прокуратура и Министерство образования проверили детский клуб «Веселые горошины». Проверяющие опросили собственника, проверили сайт и документы и вот что нашли:

  • программу дошкольного образования «Детство»;
  • расписание занятий для детей разного возраста;
  • договоры с родителями на обучение по образовательной программе;
  • трудовые договоры с педагогами — воспитателем и логопедом;
  • должностную инструкцию воспитателя с описанием его обязанностей как педагога;
  • медицинские книжки педагогов.

Суд решил, что клуб ведет образовательную деятельность, и оштрафовал его на 4000 рублей.

Эксперт портала Гарант.ру разобрал вопрос про кружок танцев и тоже не дал однозначного ответа на вопрос, нужна ли лицензия:

Образовательная деятельность — это набор признаков: системность, результат, обязательность, продолжительность, последовательность. Чтобы доказать, что лицензия не нужна, придется показать, что в занятиях таких признаков нет, и подтвердить это договорами и другими документами.

Мнение владельца детского клуба

У Михаила (это вымышленное имя) детские центры в двух городах и франчайзинговая сеть. Он рассказал, что думает о лицензиях.

— У меня два детских центра. В них мы готовим детей к школе, занимаемся ментальной арифметикой, скорочтением и каллиграфией. Такие центры не нужно было лицензировать, пока в 2013 году не приняли новый закон об образовании.

Один из моих детских центров работает с лицензией. Пятнадцать лет назад я начал заниматься дополнительным образованием взрослых, организовал курсы повышения квалификации и получил лицензию для дополнительного образования. Позже просто добавил занятия для детей.

Когда я открыл второй клуб в торгово-офисном центре, я тоже хотел его лицензировать. Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут. Как минимум одна стена должна быть несгораемой, поэтому разрешения работать в этом помещении он не дал.

Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут

Менять место было затратно, но проблема даже не в этом. У нас в городе почти нет помещений с пожарным выходом и тремя туалетами, как требуется для детских центров. Либо цена за аренду такая, что детскому клубу не потянуть.

Если лицензируешь клуб, раз в три года будут приходить проверки. К последней я готовился три месяца, похудел на четыре килограмма. Зато когда лицензии нет, ты в списках департамента образования не значишься, и проверка придет только если жалоба или форс-мажор. Поэтому один из центров я не стал лицензировать.

Я завуалировал образовательную деятельность: взял клубный ОКВЭД, педагогов оформил инструкторами-модераторами. Мы как бы не обучаем никого, просто проводим время за изучением английского. Многие центры работают именно так.

Чтобы центр развивался, нужны педагоги. Но если в штате педагоги, нужна лицензия. Чтобы избежать лицензирования, руководители или никак не оформляют педагогов, или оформляют по трудовому договору консультантами, инструкторами.

Иногда ИП берет ОКВЭДы «аренда» и «консультационная деятельность», приглашает других ИП с педагогическим образованием и сдает им свое помещение. То есть сам предприниматель клуб не держит, а отдает место для занятий с детьми. Ему лицензия не нужна и приглашенным предпринимателям тоже — каждый из них работает сам. Кажется, всем хорошо. Проблема в том, что тогда каждому педагогу нужно открыть расчетный счет, поставить онлайн-кассу и деньги принимать, заключать договоры с родителями. Не каждый педагог на это пойдет.

За образовательной деятельностью в области присматривают восемь сотрудников. Они по плану проверяют детские сады, школы, дома творчества и всех, у кого уже есть лицензия. Им некогда бегать по клубам. Мы тоже стараемся не давать повода для проверок и соблюдать законы: официально регистрируемся, платим налоги, по-честному занимаемся с детьми.

Мнение юридического консультанта

Юридический консультант Марина Петрова поделилась мыслями о мнении владельца детского клуба:

— Требования к небольшим клубам с образовательными занятиями кажутся избыточными. Клубу с двумя преподавателями и парой классов затруднительно работать по правилам, которые написаны для домов творчества с четырьмя сотнями детей. Но есть требования закона, которые касаются жизни и здоровья, их нужно выполнять. Например, закон запрещает открывать клубы в цоколе, потому что там не хватает дневного света и свежего воздуха.

С ограничениями можно работать. Если в цоколе полноценные окна и хорошая вентиляция, я рекомендую пригласить Роспотребнадзор для консультации. Они осмотрят помещение и могут его одобрить.

ИП не нужно получать заключение МЧС для оформления лицензии. Но правила пожарной безопасности соблюдать нужно. Иначе при проверке клуб могут оштрафовать. Чтобы просчитать пожарные риски, можно обратиться в компанию, которая делает пожарные аудиты. Она расскажет, как действовать.

Найти подходящее помещение сложнее всего. Понимаю тех, кто открывался пять—десять лет назад: место насиженное, уходить не хочется и затратно, как говорит Михаил. Но, если руководитель решил заниматься этим бизнесом всерьез, я бы порекомендовала готовиться к переезду.

Плановые проверки проходят обычно раз в три года. В образовании, социальных услугах, здравоохранении и некоторых других сферах — раз в два года. Бывает, что плановые проверки вовсе не приходят. Повод для внеплановой — жалоба или решение прокуратуры.

Часто предприниматели говорят: «Буду работать, как работал. Что мне грозит, если придут? Заплачу штраф». Но помимо штрафа, проверяющие напишут список требований, которые нужно исправить. Если требования проигнорировать, будет суд и, возможно, приостановка деятельности клуба. Иными словами, собственник или выполняет требования проверяющих, или закрывается.

Если дети занимаются в клубе с лицензией, родители могут получать налоговые вычеты, оплачивать занятия материнским капиталом, а в будущем — и сертификатами дополнительного образования.

Учет платных услуг в сфере спорта: бюджетники и предприниматели

Учет платных услуг в сфере спорта: бюджетники и предприниматели

Около 70% объема рынка сферы физической культуры и спорта занимают услуги. И эта цифра растет с каждым годом. Поскольку не все бюджетные физкультурно-спортивные организации располагают в полной мере возможностями предпринимательской деятельности, сектор оказания платных услуг в сфере физкультуры и спорта постепенно занимают предприниматели.

Получение максимальной прибыли становится основным стимулом для работы, расширения перечня услуг и усиления конкуренции между коммерческими и бюджетными организациями.

Юридические лица: подготовка для оказания платных услуг

В первую очередь следует зарегистрировать спортивный клуб или центр в форме юридического лица или индивидуального предпринимателя. Учредителями могут выступать, как физические, так и юридические лица.

Обратите внимание, что спортивный клуб можно зарегистрирован как в форме коммерческой, так и некоммерческой организации. Обычно спортклуб создается с целью получения прибыли, и в нем будут предоставляться платные услуги, поэтому лучше регистрировать его в форме коммерческой организации.

Если предполагается, что помимо профильных услуг, организация будет предлагать дополнительный сервис (ЛФК, косметология, медицинский массаж и т д.), то требуется оформить медицинскую лицензию. Для получения этого документа следует обратиться в министерство здравоохранения того субъекта РФ, на территории которого зарегистрирован спортклуб.

Особенности внебюджетной деятельности бюджетных организаций

По сравнению с коммерческими предприятиями, бюджетные организации, имеют более сложную структуру учета денежных средств.

Как и другие бюджетные учреждения, спортшколы имеют право оказывать платные услуги или вести иную предпринимательскую деятельность, приносящую доход, но для осуществления некоторых видов деятельности им необходимо иметь соответствующую лицензию. Также важно отметить, что вид платных услуг, которые планирует оказывать населению спортшкола, должен коррелировать с ее основной деятельностью. Например, спортшкола не имеет права оказывать строительные услуги или работать в сфере общепита, но может вести платные секции или тренировки. Порядок введения платных услуг спортшколами установлен в ст. 65 закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Для того чтобы осуществлять предпринимательскую деятельность в бюджетном учреждении, необходимо, в соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ; п. 2 ст. 24 Закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ:

— получить разрешение на ведение внебюджетной деятельности у вышестоящей организации;

— закрепить разрешение в учредительных документах и в уставе учреждения;

— открыть лицевой счет;

— составить план финансово-хозяйственной деятельности, в котором четко прописаны статьи доходов и расходов бюджетной организации;

— согласовывать с вышестоящим учреждением и доходы от предпринимательской деятельности, и расходы бюджетного учреждения;

— раскрывать информацию о начисленных расходах в бухгалтерской отчетности, в зависимости от того, признаются эти расходы финансовым результатом или нет.

Автоматизация учета платных услуг

Вне зависимости от источников финансирования, всем участникам рынка платных услуг в сфере спорта следует предпринять ряд шагов для того, чтобы вести деятельность в соответствии с текущим законодательством. Один из таких шагов — автоматизация учета платных услуг.

Несмотря на существующие различия в ведении предпринимательской деятельности, в бухгалтерии бюджетных и коммерческих организаций есть одинаковые участки, которые стоит автоматизировать для более эффективной работы. Программа для учета платных услуг должна удовлетворять следующим требованиям:

  • вести списки учащихся по подразделениям (группам, секциям, преподавателям), а также договоры с плательщиками за услуги;
  • настраивать любой используемый механизм начисления с учетом табеля посещений, льгот и т д.;
  • выполнять быстрое начисление согласно сделанным настройкам;
  • автоматически принимать оплату из банковских систем;
  • заводить корректировочные суммы начислений, производить возврат оплаты;
  • формировать бухгалтерские проводки по всем учетным операциям;
  • печатать списки должников, сводные ведомости, акты сверки с плательщиками за любой период;
  • печатать квитанции со штрих-кодом, легко настраивать желаемую форму квитанции;
  • получать быстрый доступ к полному объему информации по учащемуся;
  • передавать начисления по платным услугам в ГИС ГМП и принимать из нее информацию об оплате.

Именно таким требованиям отвечает программа «Расчеты по платным услугам».

Юлия Вольхина, менеджер проектов

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]