С какого возраста могут продавать вино гражданам?

Региональным властям могут разрешить вводить ограничения на продажу алкоголя лицам моложе 21 года

Соответствующий законопроект, разработанный группой депутатов во главе с Шамсаилом Саралиевым, внесен в Госдуму. Документом предлагается уточнить подп. 11 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ), запрещающий продажу алкоголя несовершеннолетним.

Корректировка касается предоставления органам государственной власти субъектов РФ права устанавливать ограничения розничной продажи алкогольной продукции, в т. ч. при оказании услуг общественного питания, лицам, не достигшим 21 года. В обоснование необходимости внесения такой поправки авторы инициативы 1 ссылаются на результаты социологических и психологических исследований, подтверждающих, что 18-летний подросток не в состоянии принять осознанное решение в вопросе употребления алкоголя. «Употребление алкоголя в возрасте, когда некоторые отделы мозга еще находятся в процессе формирования, приводит к многочисленным изъянам в его развитии, способствует снижению объемов и целостности критически важных отделов мозга», – считают парламентарии.

Напомним, по действующему законодательству запрещена продажа алкоголя несовершеннолетним – лицам, не достигшим 18 лет (подп. 11 п. 2 ст. 16 Закона № 171-ФЗ). Однако парламентарии давно выступают с инициативами увеличить этот возраст. Так, ранее уже предлагалось повысить возраст, с которого допускается продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также возраст ее потребления (распития). Обсуждалась и возможность введения административной ответственности за розничную продажу алкоголя лицу, не достигшему 21 года. Идею запрета продажи алкогольной продукции лицам моложе 21 года высказывал и Минздрав России, однако она касалась только крепкого алкоголя (с содержанием этилового спирта более 16,5% объема. Поддерживал эти предложения и Роспотребнадзор.

Должна ли продажа алкоголя сопровождаться информацией о содержании в ней вредных для здоровья веществ (по сравнению с обязательными требованиями госстандартов) и противопоказаниях к применению? Узнайте из Домашней правовой энциклопедии в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

В свою очередь, депутат Дмитрий Савельев заявил о целесообразности установления единых правил для продажи алкоголя и табака. «После запрета на курение в общественных местах и свободную продажу табака страна вздохнула полной грудью, но в супермаркетах целые стеллажи отведены под продажу бутылок с яркими наклейками, вызывающими у молодежи желание попробовать тот или иной алкоголь. Давайте будем последовательны и отведем резервации под продажу спиртного и никотина – специализированные торговые точки, находящиеся в стороне от жилых районов», – призвал он.

Минздрав предложил запретить покупку крепкого алкоголя до 21 года

Министерство здравоохранения предложило повысить минимальный возраст, необходимый в России для покупки крепкого алкоголя, с 18 лет до 21 года. Об этом со ссылкой на разработанные ведомством поправки в законодательство сообщает газета «Известия».

Согласно действующему закону, в России запрещена продажа алкоголя несовершеннолетним. С 18 лет при предъявлении документа, удостоверяющего личность, любой гражданин вправе купить любые алкогольные напитки.

Минздрав хочет усилить ограничения на продажу напитков с содержанием спирта более 16,5% с 1 марта 2022 года. Изменения предлагается внести в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта».

В пояснительной записке министерство ссылается на медицинские исследования. Так, ведомство указало, что потребление алкогольных напитков неблагоприятно сказывается на развитии головного мозга, который окончательно формируется только к 21 году.

Кроме того, Минздрав оперирует опытом других стран, где возраст продажи спиртного в целом либо крепкого алкоголя повысили до 20 лет либо до 21 года (в случае США). В России, отмечает ведомство, планка в 21 год в ряде случаев также установлена как необходимое требование. Например, лишь с этого возраста можно приобретать огнестрельное оружие ограниченного поражения, избираться в органы власти или получить водительские права категории D (для автомобилей, в которых перевозят пассажиров).

Сейчас инициативу Минздрава оценивает рабочая группа. Как отмечает газета, согласно установленной процедуре, после документ отправится на рассмотрение одной из подкомиссий правительства и комиссии по законопроектной деятельности правительства. Последняя может принять решение о внесении законопроекта в Госдуму.

Минздрав не первый раз выступает с подобной инициативой. В мае 2019-го министерство уже представляло законопроект с предложением запретить продажу алкоголя с содержанием этилового спирта более 16,5% не достигшим возраста 21 года. Замминистра здравоохранения Олег Салагай тогда заявил, что инициативу поддерживают около 70% населения России.

Однако против выступили Минфин и Минэкономразвития. В Минфине посчитали, что мера окажется неэффективной. Минэкономразвития предупредило, что она серьезно ограничит работу магазинов, замедлит скорость обслуживания покупателей и способствует росту теневого рынка алкогольной продукции.

Весной 2020-го председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников также заявил, что повышение возраста продажи алкоголя противоречит Конституции и Гражданскому кодексу. Он напомнил, что, согласно этим двум документам, в России общий уровень дееспособности наступает с 18 лет. При достижении же гражданином 21 года, добавил депутат, не наступает ни новых прав, ни обязанностей, за исключением пассивного избирательного права.

Со скольки лет можно покупать алкоголь

Любой алкоголь в Российской Федерации разрешено приобретать только с 18 лет. Не исключено, что законодательство в ближайшем будущем увеличит эту возрастную планку. Тогда возраст, с которого можно покупать алкоголь, окажется еще более солидным — с 21 года.

Какие напитки называют алкогольными

Какой алкоголь нельзя покупать несовершеннолетним? Ответ прост: под запрет попадают все напитки с содержанием спирта 0,5% и выше.

Из этого можно сделать вывод, что безалкогольное пиво под табу не попадает. В нем на долю этанола приходится меньше 0,5%. Но некоторые продавцы отказываются реализовывать школьникам и его по одной простой причине — ведь это все-таки пиво.

Почему законодательство регулирует продажу спиртного несовершеннолетним

Законодательные акты, в которых указано, с какого возраста можно покупать алкоголь — крепкий и слабый — были составлены неспроста. В XXI веке детское пьянство стало насущной проблемой. С каждым годам на прием к наркологам приходит все больше и больше школьников, не мыслящих свою жизнь без «горячительного». Эти дети нуждаются в срочной медицинской помощи.

Если они не пройдут лечение алкозависимости, то уже к 20 годам сильно деградируют и сопьются. Тогда карьера, семья, друзья — все эти ценности окажутся для них недоступными.

Именно поэтому все взрослые должны знать, со скольких можно покупать алкоголь — возраст прописан в Законе четко. Эту информацию нельзя игнорировать. Если продавцы начнут продавать водку и пиво подросткам, они создадут условия для алкоголизации подрастающего поколения.

Что написано в нормативной базе

В законодательных актах, в которых прописано, со скольких лет можно покупать алкоголь в России, идет четкое разделение существующих спиртосодержащих составов на такие группы:

  • слабые (до 15% спирта);
  • крепкие (более 30% спирта);
  • средне-алкогольные (от 15 до 30% спирта).

Но эта классификация никак не влияет на возрастные ограничения. Даже слабоалкогольные продукты лица младше восемнадцати лет покупать не могут. Все магазины, на полках которых выставлено спиртное, обязаны меть специальную лицензию. В противном случае юридическое лицо ждет крупный штраф.

При этом физические лица имеют право реализовывать лишь слабоалкогольные составы. Сюда относятся:

  • пиво;
  • медовуха;
  • сидр;
  • различные коктейли.

«Горячительное», которое не могут купить люди младше 18 лет

Исключения в законодательном акте, регулирующем продажу спиртосодержащих напитков, не предусмотрены. Это значит, что покупать выпивку могут только совершеннолетние. Поэтому бесполезно даже пытаться расплатиться на кассе за бутылку, крепость которой превышает 0,5 градуса.

В возрасте младше 18 лет нельзя приобретать:

  • водку;
  • вино;
  • пиво;
  • медовуху;
  • сидр;
  • спиртосодержащие коктейли;
  • ликер;
  • джин-тоник и пр.

Изучая вопрос, со скольки лет можно купить алкоголь, можно встретить информацию и о запрете на реализацию энергетиков. Эти напитки также нельзя продавать подрастающему поколению. Многих возмущает такой запрет. Люди не понимают, с чем связано ограничение, ведь спирта в энергетиках нет. Зато там есть убойные дозы кофеина и других стимуляторов центральной нервной системы. Они крайне негативно отражаются на здоровье детей и создают условия для развития опасных заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Преимущества и недостатки российского законодательства

Законопроект, согласно условиям которого дети не могут покупать спиртное, характеризуется многочисленными плюсами:

  • Дети не способны отвечать за совершаемые поступки. Ответственность за них несут родители. Поэтому недопустимо, чтобы они пили.
  • Сформировавшийся до конца детский организм хуже реагирует на этаноловую атаку. Если пить в подростковом возрасте, могут развиться болезни почек, печени, головного мозга, сердца, психические расстройства.
  • Подростки спиваются быстрее. Они в короткие сроки привыкают к этаноловой нагрузке.

То, что вопрос, с какого возраста можно купить алкоголь, вновь и вновь выносят на обсуждение, подтверждает опасность пьянства среди подростков. Психологи, врачи и педагоги сходятся во мнении, что существующую возрастную планку нужно обязательно повысить на три года. Но здесь есть некоторое несоответствие.

В России человек становится дееспособным и совершеннолетним в 18 лет. С этого возраста он имеет право голосовать на президентских выборах, регистрировать бизнес, вступать в брак, заводить детей, проходить различные медицинские манипуляции, не спрашивая мнение своих родителей. И кажется немного странным, что, считаясь полноправными гражданами РФ, двадцатиоднолетние юноши и девушки не смогут приобрести даже бутылку пива.

Ясно, что эта дилемма имеет отношение больше к философии, чем к реальной жизни. Ведь с точки зрения терапии, медицины, психологии, педагогики принимать спиртное вредно. Этого не стоит делать даже взрослым, не говоря о тех, кто совсем недавно сидел за школьной партой.

Цель существующих ограничений

Согласно статистическим данным, 50% детей впервые попробовали крепкое спиртное в возрасте младше шестнадцати лет. Среди подростков почти нет тех, кто во время учебы в школе ни разу не выпил пиво или энергетический напиток. Данные цифры говорят сами за себя и заставляют задуматься.

Вот почему был принят закон об ограничении продажи спиртного несовершеннолетним. Тем самым государство хотело исключить алкоголизацию подрастающего поколения и предотвратить распространение подросткового алкоголизма.

Другие ограничения, касающиеся реализации спиртного

По Закону №171-ФЗ, приобрести выпивку в магазинах нельзя во временной промежуток с 23.00 до 8.00. В этот период раздобыть «горячительное» реально только в ресторанах, барах, ночных клубах.

По временному показателю есть различия в разных регионах. Например, в Москве спиртное не продают не до 8, а до 10 часов утра. Власти Ульяновской области утвердили еще более жесткие меры. Там выпивка попадает под табу с 20.00 до 8.00. В выходные спиртное и вовсе не продают.

В стране также существуют праздничные даты, когда «горячительное» в магазинах не продают вообще никому — даже взрослым. Имеются в виду 1 и 11 сентября, 25 мая, 1 и 27 июня, дни школьных выпускных. Введя эти ограничения, государство попыталось исключить прием спиртного подростками.

Как реагировать на запреты

Взрослым нужно спокойно и с пониманием относиться ко всем существующим ограничениям. Они нужны для того, чтобы молодежь не спивалась, не совершала противоправные поступки, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Некоторые думают, что такие меры неэффективным, так как, если молодой человек захочет напиться, он все равно это сделает. Отчасти это так. Но не нужно забывать о том, что большинство подростков пьют из интереса или «за компанию». А это значит, что если пьянок вокруг них станет меньше, то и вероятность стать алкоголиком в молодости тоже существенно понизится.

Заботьтесь о себе и своих детях. Не позволяйте своим отпрыскам выпивать. Неважно, о каком поводе идет речь. Дети младше 18 лет (в идеале младше 21 года) не должны пьянствовать.

ФЗ-345 Начинаем исполнять

Уже неделю винный рынок живёт в новой реальности в связи со вступлением в силу федерального закона 345 о внесении поправок в основные законодательные акты, регулирующие производство и оборот винодельческой продукции. В отличие от прошлогоднего 468 закона, на подготовку к исполнению которого у отрасли было несколько месяцев, с текстом поправок участникам рынка удалось познакомиться буквально за неделю до 2 июля – даты вступления в силу.

Больше всего шума вызвали изменения, связанные с необходимостью ресертификации французского шампанского как «игристого вина». Тем не менее, круг вопросов, которые вызывает 345 закон, гораздо шире. Минфин России тоже обеспокоен ситуацией с новым законом. Сейчас рассматривается введение моратория на действие нового закона, и для этого есть все основания. Отсрочка может быть введена уже в конце июля.

По итогам недельных консультаций с бизнесом и представителями власти, ИЦ WineRetail провёл оценку рисков, связанных с новой законодательной реальностью.

Термины и определения

В первую очередь, новое законодательство изменило термины и определения винодельческой продукции. Было исключено понятие «столового вина», также для импортных вин перестали существовать категории «защищённого географического указания» и «защищённого наименования места происхождения». Термины – это база, на которой строится всё регулирование рынка. От терминологии зависит весь цикл оборота винодельческой продукции (вина, игристого вина, коньяков и бренди). Изменить термин – всё равно что для человека поменять фамилию в паспорте на более благозвучную. Придётся переделывать все остальные документы, а потом уведомлять работодателя, банки и прочие учреждения.

Применительно к винодельческой продукции это означает смену таможенных кодов (ТН ВЭД), деклараций соответствия, на основании которых таможня допускает товар в Россию. Процедура сертификации выглядит так. Импортёр официально ввозит в Россию образцы вин, после прохождения процедур таможенного оформления они направляются в одну из аккредитованных лабораторий, где проходят испытания на соответствие ГОСТ или ТР ТС (Техническому регламенту Таможенного союза). На основании выданного протокола испытаний Росаккредитация принимает у импортёра декларацию соответствия, а Центральная акцизная таможня после выполнения других обязательных процедур разрешает ввоз вина в Россию. Стоит исследование 7 000 рублей, занимает около недели. Действует сертификат на наименование вина 5 лет.

Риски: по оценкам WineRetail, на российском рынке присутствует более 20 тысяч наименований винодельческой продукции (вместе с шампанским и игристыми винами). Для ресертификации такого количества вина потребуется больше 140 миллионов рублей (без учёта стоимости самих образцов, которые зачастую достаточно дороги) и несколько месяцев. Время нужно на ввоз новых образцов и их оценку лабораториями, которые явно не рассчитаны на такой объём единовременной работы. На выполнение такой масштабной задачи рынку потребуется не менее 2-3 месяцев, в течение которых импорт будет серьёзно затруднён. Одним из следствий может стать дальнейшее укрупнение рынка импорта и серьёзные проблемы, с которыми столкнутся технические импортёры, работающие по заказам ритейлеров. Стоит отметить, что основной объем импорта вина сейчас обеспечивается компаниями розничной торговли. По оценкам WineRetail, на розницу приходится до 50% общего объема винодельческой продукции, ввозимой в Россию. Примерно четверть приходится на трех крупнейших игроков рынка ритейла. Именно они могут понести наиболее ощутимые убытки.

В пятницу 9 июля Центральная акцизная таможня уже предупредила участников рынка о приостановке ввоза в Россию вина, сертифицированного по правилам, действовавшим до 2 июля. На логистических хабах в Прибалтике, где импортное вино оклеивается акцизными марками, уже начала скапливаться «пробка» из нерастаможенного вина, а каждый день хранения должен быть оплачен. При этом, логистические мощности прибалтийских операторов не рассчитаны на длительное хранение объёмов вина, которые Россия ввозит за несколько месяцев.

Одно из возможных решений – изменение порядка сертификации импортных вин. Если декларацию соответствия разрешат подавать без лабораторного исследования образцов (фактически, большинство СКЮ уже эти исследования прошли), процесс ресертификации существенно ускорится, но проблемы винного рынка на этом не закончатся.

Чтобы подать импортное вино на сертификацию, нужно указать, к какому типу, описанному в новом законе, оно относится: «сортовым», «ординарным», «марочным» или «коллекционным», а с требованиями к этим категориям, а также с тем, как они соотносятся с категориями, принятыми в других странах, также много неясностей.

Наименование вида продукции указывается не только в таможенных кодах. Под конкретное наименование выдаются акцизные марки. И это уже гораздо более серьёзная проблема, чем ресертификация. Марки заказываются за несколько месяцев. После 2020 года, когда из-за нестыковок между ЦАТ и Госзнаком рынок на несколько месяцев остался без марки, импортёры все заказы делают заранее. Минимум – за 2-3 месяца. При этом необходимо учитывать, что заказ ассортимента на предновогодние продажи (особенно игристых вин) делается уже в июне.

Риски: если акцизные марки придётся заказывать заново, это ещё больше усугубит проблемы с импортом, но не только с ним. Примерно 60% от общего объёма производства российского вина составляют полусладкие вина, в производстве которых допускается использование вакуум-сусла (в том числе импортного). Эти вина маркируются как «столовые», но такой категории в законе теперь нет. Не совсем понятно, что будет со столовым полусладким российским вином, разлитым после 2 июля и как будет регулироваться его оборот

Решением проблемы может стать разъяснение Правительства о переходном периоде в использовании уже выданных акцизных, а также федеральных специальных марок. Также пояснений требует порядок реализации стоков винодельческой продукции, выпущенной до 2 июля. Теоретически, закон обратной силы не имеет и всё, что выпущено до этой даты, должно продаваться до истечения сроков годности. Тем не менее, ряд участников рынка видит риски в том, что запасы вина на складах также могут быть признаны не соответствующими требованиям нового законодательства (аналитическая записка, подготовленная по этому поводу одним из крупнейших операторов рынка, есть в распоряжении WineRetail).

По данным WineRetail, Правительством рассматривался вариант, при котором оптовый и розничный оборот винодельческой продукции, ввезённой на территорию России, информация о которой внесена в ЕГАИС до 2 июля 2021 года, должен быть завершен в срок до 1 января 2022 года.

При этом, для винодельческой продукции, маркированной федеральными специальными марками (такие марки используют для российского вина), предлагается предусмотреть переходный период до истечения срока годности.

Риски: Если сбудутся самые негативные сценарии, в 2021 году в предновогодний период на рынке может сложиться непростая ситуация – новое вино после прохождения процедур сертификации и получения марки ещё не поступит на рынок России, а стоки будут распродаваться до 1 января в «пожарном порядке». С российским вином ситуация будет, безусловно, лучше, но выпадение 30-40% объёма рынка вина может привести не только к повышенному спросу на российскую продукцию, но и росту цен на неё.

Этикетки и контрэтикетки

В процессе бурного обсуждения ситуации с наименованием французского шампанского появился умиротворяющий комментарий Минсельхоза России, в котором отмечалось, что термин Champagne на фронтальной этикетке вина убирать не требуется, поскольку он описывает место происхождения винограда. Тем не менее, проблема для рынка может скрываться не столько в том, чего на этикетке быть не должно, сколько в том, что там должно быть обязательно.

На прошлой неделе Роспотребнадзор направил участникам рынка рекомендательное письмо о подготовке новых макетов этикеток и контрэтикеток, в соответствии с требованиями статьи 26 ФЗ 468, в том числе: информация о сорте (сортах), месте происхождения и годе урожая винограда указывается контрастным легко читаемым шрифтом не менее 12 кегля. Подчеркнём, что данную информацию предполагается размещать на этикетке и контрэтикетке вин и коньяков.

Риски: Поскольку требование универсальное, перерабатывать и перепечатывать этикетки, в случае подтверждения этой позиции официальным разъяснением Роспотребнадзора, придётся всему рынку вина, а на полках появятся некоторые российские товары с лицевой частью, напоминающей реестр виноградных насаждений (ведь виноматериалы и виноград крупные производители закупали по всей Южной России). Что касается шампанских вин Франции, на этикетке, помимо термина Champagne, будет необходимо поместить перечень годов урожая вин, использованных в ассамбляже, а также сортов винограда.

Решением могло бы стать разъяснение Роспотребнадзора относительно трактовки этой части закона. Союз виноградарей и виноделов уже обратился в ведомство:

“Подпунктом 20 статьи 2 закона 345-ФЗ были внесены изменения в часть 2 статьи 26 ФЗ №468-ФЗ. Суть внесенных изменений – в уточнении запрета использовать слово «вино» на продукции не из винограда «на этикетке и контрэтикетке».

Расширительное толкование этой нормы, в результате чего слова «(контрэтикетке, кольеретке)» заменены словами «и контрэтикетке» и в первом предложении части 2 статьи 26 ФЗ №468 ФЗ, является, на взгляд НКО «СВВР», ошибочным. “

Один из пунктов ФЗ-345 уточняет правила розничной реализации винодельческой продукции, произведённой до дня вступления в силу нового закона. Согласно этой норме, при розничной реализации такой продукции её выкладка должна осуществляться отдельно от продукции, произведённой после дня вступления в силу Федерального закона.

Риски: на сегодняшний день на полках розничной торговли существует уже несколько подкатегорий: «Продукция не является вином», «Вино России» и всё остальное вино. За год действия 468 закона ритейлеры отладили выкладку (в первую очередь, за счёт серьёзного сокращения товаров, относящихся к категории «Не является вином»). Новая норма, безусловно, требует разъяснения: относится ли она ко всем винам и игристым винам или только к произведённым внутри страны, какой из законодательных актов имеется виду – 468 закон, вступивший в силу с 26 июня 2020 года или 345, действующий со 2 июля 2021 года. В любом случае, требование труднореализуемо, с учётом логистики и организации полочного пространства розничных сетей. В случае реализации негативного сценария, каждая бутылка должна быть продублирована своим «двойником» с другой датой розлива на отдельном полочном пространстве. Нарушений может быть очень много – ведь бутылку «не на ту полку» может поставить не только мерчандайзер, но и покупатель. В масштабах федеральной сети из нескольких тысяч магазинов с десятками распределительных центров даже корректно проинструктировать персонал по раздельной выкладке вин с одинаковыми этикетками будет крайне сложно.

Читайте также  Астма средней тяжести инвалидность

Обсуждать текст закона и необходимость его изменения в данный момент не целесообразно. До октября 2021 года, когда состоится первое заседание Государственной Думы нового созыва, внесение поправок в документ невозможно. По букве или духу закона рынку придётся жить в ближайшие месяцы. Очевидно, что революционность многих положений закона требует дополнительных разъяснений со стороны исполнительной власти, в том числе контрольно-надзорных органов, от которых сейчас зависит – будет ли 12 кегль на этикетках, как будут выдаваться акцизные марки и ФСМ, каков будет порядок реализации стоков. Будем следить за развитием ситуации и рассчитывать, что большая часть рисков, описанных в этой статье, останется в несбывшихся негативных сценариях.

Мораторий на действие закона, введение которого сейчас рассматривает Минфин, будет лучшим решением до устранения всех технических нестыковок.

Кто и когда может покупать алкоголь в России?

Фото Всеволода Альшанского, Кублог

Как известно, при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, в том числе в рамках оказания услуг общественного питания, необходимо учитывать запреты и ограничения, установленные Федеральным законом от 22.11.1995 № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». О них мы писали в статьях «Запретный алкоголь при оказании услуг общепита» (№ 7, 2015), «Особые требования к стационарному торговому объекту при продаже алкоголя» (№ 8, 2015). В то же время в нагрузку к запретам и ограничениям, предусмотренным непосредственно на федеральном уровне, органы государственной власти субъектов РФ наделены правом устанавливать дополнительные ограничения в отношении розничной продажи алкоголя. Выясним, любые ли ограничения и запреты вправе вводить региональные власти и могут ли они затрагивать лиц, реализующих алкогольную продукцию при оказании услуг общепита.

Норма, развязывающая руки региональным властям, дословно звучит так (это абз. 2 п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171‑ФЗ).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Дополнение должно быть введено соответствующим органом

Как разъяснил Пленум ВАС в п. 12 Постановления от 11.07.2014 № 47, соответствующие акты о введении дополнительного ограничения по алкоголю могут приниматься только законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, так как тем самым устанавливаются ограничения гражданских прав в сфере экономического оборота. ФАС, в свою очередь, добавила, что дополнительные «алкогольные» ограничения зачастую вводятся органами местного самоуправления, что не соответствует действующему законодательству (Письмо от 31.12.2014 № АК/55277/14). В связи с этим ограничения, налагаемые не тем органом, судьями во внимание не принимаются. Приведем примеры.

Установление дополнительного ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции Постановлением Правительства Республики Тыва от 21.02.2012 № 96, являющегося исполнительным органом государственной власти, не соответствует положениям федерального законодательства. Доводы заявителя кассационной жалобы о делегировании Правительству Республики Тыва полномочий в отношении ограничения времени реализации алкогольной продукции не могут быть приняты во внимание, поскольку вступают в противоречие с разъяснениями, содержащимися в п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ № 47 (Постановление АС ВСО от 22.06.2015 № Ф02-2621/2015 по делу № А69-3106/2014).

Установление дополнительного ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции Указом Президента Республики Саха (Якутия), то есть подзаконным нормативным правовым актом, противоречит положениям федерального законодательства (Постановление ФАС ВСО от 29.07.2014 № Ф02-2465/2014 по делу № А58-7168/2013).

Ограничение по возрасту

Высший арбитр подчеркнул: оспариваемым положением вводится ограничение гражданских прав в сфере экономического оборота, что противоречит абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ, согласно которому основные начала гражданского законодательства, гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона. В настоящее время возрастные ограничения, подлежащие применению в области розничной продажи алкогольной продукции, установлены федеральным законом и могут быть изменены, вопреки доводам апелляционной жалобы, только на основании федерального закона (Апелляционное определение ВС РФ от 09.12.2015 № 15-АПГ15-4).

Ограничение по времени

Региональные органы власти вправе указанный временной запрет расширить. Но могут ли они такое ограничение распространить на лиц, оказывающих услуги общепита? Высший арбитр разделяет точку зрения о том, что положения п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171‑ФЗ предоставляют субъекту РФ право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания (определения от 22.07.2015 № 59-АПГ15‑4, от 28.05.2014 № 31-АПГ14-2). Причем ВС РФ находит правомерным введение дополнительного ограничения в отношении только определенных типов предприятий общепита.

Так, Законом Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 1248-З № 51-V «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)» закреплен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 20.00 до 14.00 по местному времени. Соблюдать данный запрет не нужно организациям и индивидуальным предпринимателям при оказании услуг общественного питания, но при условии, что заведение общепита относится к типу «ресторан» в соответствии с ГОСТ Р 50762‑2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания» [1] (изменение про рестораны действует с 01.08.2015).

Судьи расценили, что установление дополнительных ограничений по продаже алкоголя в зависимости от типа предприятия общественного питания не может быть квалифицировано как создание дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов в сфере общепита, в том числе закусочных. Ресторан и закусочная относятся к разным типам предприятий общественного питания. Запрет продажи алкоголя в закусочной в период с 20.00 до 14.00 по местному времени и отсутствие такого запрета в отношении ресторана, как реализация полномочий субъекта РФ в сфере правового регулирования оборота алкоголя, не нарушают положений Федерального закона от 26.07.2007 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (Определение ВС РФ от 25.11.2015 № 74-АПГ15-33).

Под запретом алкоголь на вынос

Данная норма стала предметом рассмотрения в суде, который посчитал, что противоречия между ней и федеральным законодательством отсутствуют. В свою очередь, Судебная коллегия по административным делам ВС РФ не нашла причин не согласиться с выводом суда первой инстанции. При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что оспариваемые положения невыполнимы без нарушения конституционных прав третьих лиц, что перемещение клиентом приобретенной алкогольной продукции может быть пресечено либо воспрепятствованием покупателю выхода из помещения, либо ее изъятием, расценены как надуманные. Ни один закон не может рассматриваться в качестве средства, направленного на нарушение конституционных прав граждан, если того не требует федеральный закон и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Напротив, установленная оспариваемым законом обязанность организации, ИП при оказании услуг общественного питания обеспечить недопущение выноса алкогольной продукции в течение времени запрета ее розничной продажи подразумевает возможность ее исполнения любыми не запрещенными законом мерами (допустим, путем отпуска алкогольной продукции в розлив, предупреждением покупателей о запрете ее выноса за пределы помещения предприятия общепита) (Определение ВС РФ от 24.06.2015 № 72-АПГ15-4).

Еще один пример – Закон Краснодарского края от 04.06.2012 № 2497-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков», п. 4 ст. 4.1 которого закреплен запрет розничной продажи алкогольной продукции на вынос (не для потребления на месте покупки), осуществляемой организациями при оказании ими услуг общественного питания. Решением Краснодарского краевого суда от 22.07.2015 № 3-141/2015 данная норма была признана не противоречащей Федеральному закону № 171‑ФЗ, а ВС РФ счел такой вывод правильным (Апелляционное определение от 18.11.2015 № 18-АПГ15-34). Закон Краснодарского края № 2497-КЗ принят в целях защиты здоровья и нравственности населения Краснодарского края в пределах полномочий, предоставленных субъекту РФ, во исполнение предписаний Федерального закона № 171‑ФЗ. Ссылки в апелляционной жалобе на национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50762‑2007 не могут быть приняты во внимание, поскольку содержащиеся в нем положения не относятся к сфере общественных отношений, являющихся предметом регулирования указанного федерального закона.

Продажа алкоголя зависит от количества столов и посадочных мест

Запрет на продажу отдельного вида алкоголя

Подобная норма была включена и в Закон Брянской области от 29.02.2012 № 8-З «О регулировании отдельных вопросов в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Брянской области» (п. 2 ст. 6.2) Законом Брянской области от 05.02.2015 № 1-З. Однако судьи посчитали, что запрет на розничную продажу одного вида алкогольной продукции на всей территории Брянской области введен неправомерно (п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171‑ФЗ такого права субъекту РФ не предоставляет) (Апелляционное определение ВС РФ от 16.09.2015 № 83-АПГ15-6). В итоге Законом Брянской области от 28.12.2015 № 140-З п. 2 ст. 6.2 Закона Брянской области № 8-З признан утратившим силу.

Федеральным законом № 171‑ФЗ законодательным (представительным) (не исполнительным) органам государственной власти субъектов РФ (не органам местного самоуправления) предоставлено право вводить дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания. В связи с этим региональные власти могут увеличить период времени, установленный указанным законом (с 23.00 до 8.00), когда розничная продажа алкоголя недопустима (например, с 20.00 до 11.00). Это дополнительное ограничение может не распространяться на лиц, оказывающих услуги общепита (как и по федеральному закону), или только на часть из них (например, на заведения общепита, относящиеся к типу «ресторан», либо при условии обеспечения недопущения выноса алкоголя). Еще одно возможное дополнительное ограничение по алкоголю, которое субъекты РФ могут ввести для предприятий общепита, – это определенное количество столов и посадочных мест в зале обслуживания. В то же время на уровне региона не может быть установлен запрет на розничную продажу алкоголя лицам моложе 21 года или отдельного вида алкогольной продукции. [1] Утвержден и введен в действие с 01.01.2009 Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 475-ст. Утратил силу 01.01.2016 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст.

[2] Название закона: «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» на территории Забайкальского края».

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]