Целевое направление имеет ли юридическую силу?

Целевое направление имеет ли юридическую силу?

Целевое направление имеет ли юридическую силу?

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — заказчик целевого обучения).

2. Существенными условиями договора о целевом обучении являются:

1) обязательства заказчика целевого обучения:

а) по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер;

б) по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией;

2) обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении:

а) по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения);

б) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором.

3. Сторонами договора о целевом обучении наряду с гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, и заказчиком целевого обучения могут также являться организация, осуществляющая образовательную деятельность, и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

4. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучается гражданин, заключивший договор о целевом обучении, учитывает предложения заказчика целевого обучения при организации прохождения указанным гражданином практики, а также по запросу заказчика целевого обучения предоставляет ему сведения о результатах освоения им образовательной программы.

5. В случае неисполнения заказчиком целевого обучения предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, заказчик целевого обучения выплачивает ему компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого он должен был быть трудоустроен в соответствии с договором о целевом обучении, на дату отчисления его из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения).

6. В случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.

7. Положение о целевом обучении, включающее в том числе порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок выплаты компенсации, порядок определения размера расходов и их возмещения, и типовая форма договора о целевом обучении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Особенности заключения договора о целевом обучении, стороной которого является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления и который включает в себя обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по прохождению государственной службы или муниципальной службы после завершения обучения, определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы или законодательством о муниципальной службе.

Права, обязательства и ответственность «целевика»

1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон № 337-ФЗ, которым внесены существенные изменения в ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) в части целевого обучения в колледжах и вузах страны.

В связи с внесенными изменениями Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2019 г. № 302 утверждены:
Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (далее -Положение);
Правила установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
Типовая форма договора о целевом обучении по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования.

Права, обязательства и ответственность гражданина, поступающего на обучение по образовательной программе либо обучающегося по образовательной программе и заключившего договор о целевом обучении (далее – целевик), установлены Законом об образовании, Положением и закрепляются в договоре о целевом обучении (далее – Договор).
Согласно Закону об образовании и Положению гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе либо обучающийся по образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее -Заказчик).
Несовершеннолетний гражданин заключает договор о целевом обучении с согласия его законного представителя — родителя, усыновителя или попечителя, оформленного в письменной форме.
Обратим внимание, что Договор может быть заключен как с поступающим на обучение, так и с уже обучающимся в образовательном учреждении (студентом).
Целевик имеет право:
на прием на целевое обучение в вузе за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты по конкурсу, если Договор заключен по специальности или направлению подготовки высшего образования, входящих в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 11 февраля 2019 г. № 186-р, с:
1) федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
2) государственными и муниципальными учреждениями, унитарными предприятиями;
3) государственными корпорациями;
4) государственными компаниями;
5) организациями, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;
6) хозяйственными обществами, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
7) акционерными обществами, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;
8) дочерними хозяйственными обществами государственных компаний, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых присутствует доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования; акционерных обществ, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;
9) организациями, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях;

на перевод для обучения по образовательной программе в другую образовательную организацию или внутри образовательной организации, в которой целевик осваивает образовательную программу, если характеристики обучения после перевода соответствуют Договору;

по согласованию с заказчиком осуществить перевод для обучения по образовательной программе в другую образовательную организацию или внутри образовательной организации, в которой целевик осваивает образовательную программу, с изменением характеристик обучения, указанных в Договоре, с внесением в него соответствующих изменений;

— иные права, зафиксированные в Договоре.
Кроме того, согласно Положению, целевик может:
включить в число сторон договора образовательную организацию, в которую целевик поступает на обучение или в которой обучается по образовательной программе, и (или) организацию, в которую будет трудоустроен в соответствии с Договором (далее — организация-работодатель).
— расторгнуть Договор по следующим основаниям:
по соглашению сторон, если договор не предусматривает поступления на целевое обучение в пределах квоты приема на целевое обучение. Договор о целевом обучении, в соответствии с которым гражданин принят на целевое обучение в пределах квоты приема на целевое обучение, не может быть расторгнут по соглашению сторон Договора, а также не может устанавливать иных условий прекращения или приостановления исполнения обязательств сторон договора о целевом обучении, кроме предусмотренных Положением;
после поступления на обучение по основаниям, перечисленным в Положении и возникшим не ранее даты заключения договора;
в случае непоступления на обучение либо на целевое обучение в пределах установленной квоты приема на целевое обучение по образовательной программе;
вносить изменения в Договор после его заключения по соглашению сторон с оформлением дополнительного соглашения к нему;
приостановить исполнение обязательств по осуществлению трудовой деятельности по основаниям, перечисленным в Положении и возникшим не ранее даты заключения Договора;

— целевик, освоивший образовательную программу в соответствии с Договором, может заключить с тем же заказчиком (по согласованию с организацией-работодателем, если она является стороной Договора) следующий договор о целевом обучении по освоению образовательной программы следующего уровня:

  • освоение программы подготовки специалистов среднего звена после освоения по Договору программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
  • освоение программы бакалавриата, программы специалитета после освоения , образовательной программы среднего профессионального образования;
  • освоение программы магистратуры после освоения программы бакалавриата;
  • освоение программы ординатуры, программы ассистентуры стажировки после освоения программы магистратуры или программы специалитета;
  • освоение программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) после освоения программы магистратуры, программы специалитета, программы ординатуры или программы ассистентуры, стажировки.

Обратим внимание, что после заключения следующего договора о целевом обучении исполнение обязательств, установленных предыдущим договором о целевом обучении, по инициативе целевика приостанавливается до истечения срока поступления гражданина на обучение по образовательной программе следующего уровня, но не более чем на 6 месяцев.
Если целевик не поступил на обучение по образовательной программе следующего уровня либо не исполнил установленного следующим договором о целевом обучении обязательства по освоению образовательной программы следующего уровня, исполнение обязательств, установленных договором о целевом обучении, возобновляется.

Обязательства целевика
1. Целевик обязан:
а) в месячный срок после поступления на обучение по образовательной программе проинформировать в письменной форме заказчика о поступлении на обучение, если договор заключен с гражданином, поступающим на обучение по образовательной программе, и договор не предусматривает поступления на целевое обучение в пределах квоты приема на целевое обучение;
б) освоить образовательную программу в соответствии с характеристиками обучения, установленными Договором;
в) заключить трудовой договор на условиях, установленных Договором, на срок не менее 3 лет;
г) осуществить трудовую деятельность на условиях, установленных Договором;
д) уведомить в письменной форме заказчика об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), паспортных данных, банковских реквизитов, адреса регистрации по месту жительства, иных сведений, имеющих значение для исполнения Договора, в течение 10 календарных дней после соответствующих изменений.
Ответственность
(Бросил учёбу – плати, не хочешь работать – плати)
В случае неисполнения обязательств по освоению образовательной программы и (или) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее 3 лет в соответствии с полученной квалификацией, целевик возмещает заказчику расходы, связанные с предоставлением ему мер поддержки, в срок, определенный Договором, и в порядке, предусмотренном Положением.
В случае неисполнения целевиком, принятым на целевое обучение в вуз за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах установленной квоты, обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение 3 лет, целевик выплачивает штраф в размере расходов федерального бюджета, осуществленных на его обучение в вузе за счет средств федерального бюджета.

Примечание
Согласно Положению:
— гражданин при подаче заявления о приеме на целевое обучение в образовательную организацию представляет копию договора о целевом обучении, заверенную заказчиком, или незаверенную копию договора о целевом обучении с предъявлением его оригинала;
— если целевик, заключивший договор о целевом обучении в вузе в пределах установленной квоты, не поступил на обучение в пределах установленной квоты и в срок, указанный в Договоре, или поступил на обучение не в пределах установленной квоты, он информирует об этом заказчика в письменной форме. При этом Договор расторгается, стороны Договора освобождаются от ответственности;
— в случае неисполнения заказчиком предусмотренных Договором обязательств по трудоустройству целевика заказчик выплачивает ему компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте РФ, на территории которого он должен был быть трудоустроен в соответствии с Договором, на дату отчисления его из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения).
В случае невыплаты целевиком штрафа в установленный срок (при отсутствии соответствующего основания, указанного в Положении) получатель штрафа осуществляет взыскание штрафа в судебном порядке.
Целевик освобождается от выплаты штрафа:
— если он освобожден от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении в соответствии с Положением;
— если он является единственным родителем, имеющим 3 и более детей.

Источник:
Постановление Правительства РФ от 21 марта 2019 г. № 302
«О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076»
http://static.government.ru/media/files/iA7kLUOVYwHAqepKL0ftATZFfcJV2FAl.pdf

Также в блоге:
Как устанавливается квота приёма на целевое обучение в вузе
Как поступить на целевое обучение в вуз по новым правилам
Утверждены новые правила целевого обучения

Поступление в ВУЗ на бюджет за счет «целевого приема».

Поступление на бюджет за счет целевого приема

В этом материале мы познакомим наших читателей о не совсем известном, а потому мало используемом варианте поступления в ВУЗ — целевой прием. В последних постановлениях правительства оговариваются условия такого приема и направлен он, в первую очередь, на обеспечение специалистами государственных предприятий и организаций. Цель такой программы — избежать дефицита квалифицированных кадров.

Среди современных абитуриентов, собирающихся поступать в ВУЗы, стала популярной практика использования целевого направления. Не все знают что это такое и как именно воспользоваться таким способом поступления.

Основные особенности целевого приема:

  • — за студента платит организация, направившая его на обучение
  • — обязательство отработать по полученной специальности не менее определенного срока.
  • — отдельный конкурс ЕГЭ на целевые места. (как правило, он гораздо ниже, чем у обычных абитуриентов)
  • — большое количество выделяемых мест (часто целевой прием по количеству мест превышает места по обчному набору)

Зачем нужно целевое направление в ВУЗ от предприятия или организации

Практика использования целевых направлений идет еще со времен Советского Союза.

Смысл такого направления заключается в следующем: поступающий, выбирая определенную профессию, обращается в организацию (предприятие), которое предоставляет ему гарантию трудоустройства и документ на обучение. Он и называется целевым направлением.

Помимо гарантированного трудоустройства абитуриент, имеющий на руках целевое направление, обладает и другими преимуществами:

  • вступительные экзамены в ВУЗы для таких абитуриентов отличаются от обычных тем, что представляют собой специальный конкурс, который не исключает сдачи экзаменов, предусмотренных вузовской программой поступления;
  • конкурс в 2016 году по этому виду поступления составляет 1-2 абитуриентов на одно место (а это ОЧЕНЬнемного);
  • возможность продолжить обучение в аспирантуре;
  • прохождение практики (всех видов) на выбранном предприятии;
  • совмещение обучения и работы (после третьего курса) по гибкому графику;
  • получение всех оптимальных условий для профессионального и карьерного роста студента, как будущего квалифицированного специалиста;
  • обучение оплачивает будущий работодатель, как заинтересованное в молодом специалисте лицо либо денежные средства выделяются из федерального бюджета.

Из недостатков специалисты называют неукоснительное соблюдение условий, прописанных в договоре, согласно которому и выдается целевое направление желающему получить высшее образование по определенной специальности.

Чаще всего данный договор заключается на официальном уровне между тремя сторонами:

  • Будущим студентом.
  • Предприятием (организацией, фирмой, заводом и т. д.).
  • Высшим учебным заведением (институтом, университетом, академией).

Хотя не исключены варианты и двухсторонней договоренности:

  • между студентом и организацией;
  • между ВУЗом и предприятием.

В этот документ входит список всех обязательств, прописанных конкретно для каждой из сторон.

Например, предприятие обязуется оплатить обучение студента, а студент, в свою очередь, обязуется после получения образования отработать на этом предприятии пять лет. Такой вид обучения идеально подходит для тех россиян, которые уже имеют среднее специальное образование и хотят повысить свою квалификацию именно по полученной ранее специальности.

Особенностью целевого направления является его персонализация, то есть оно выдается конкретному человеку с указанием его личных данных и только для обучения в каком-то определенном учебном заведении.

Как получить целевое направление для обучения

О том, стоит ли идти учиться по целевому направлению, будущий студент должен определиться до начала приемной кампании. Если все же он решился на такой шаг, нужно выбрать конкретную специализацию и предприятие, которое сможет предоставить место для будущей работы.

В нашей стране целевое направление можно получить:

  • на самом предприятии (организации, заводе и т. д.);
  • в местной городской администрации – муниципалитете.

В первом случае предприятие, согласившееся оказать будущему студенту такую помощь в учебе, само направляет соответствующее ходатайство в городскую администрацию.

При обращении на предприятие следует обратиться непосредственно к его директору, объяснить свою просьбу и написать официальное заявление.

В этом документе, написанном от руки, проситель должен указать полное название высшего учебного заведения, в котором хотел бы обучаться и выбранную специализацию. А в городскую администрацию еще понадобится представить характеристику со школы.

После всех описанных процедур будущий студент заключает типовой договор о целевом обучении с федеральным органом государственной власти или органом местного самоуправления (или государственной компанией, хозяйственным обществом, организацией).

Оформление договоров чаще всего проводится перед вступительной кампанией – с мая по июль. Если учащийся является несовершеннолетним, то договор вместо него заключает законный представитель, например, один из родителей.

Можно ли в 2016 году оформить целевое направление в ВУЗы Москвы

В 2016 году во многие ВУЗы Москвы ведется прием абитуриентов по целевым направлениям.

Так, АО «Российские космические системы» (РКС) выдают целевые направления желающим на обучение в таких столичных ВУЗах как МГТУ им. Баумана, МИФИ, МАИ, МИРЭА, МЭИ, МИИГАиК по тринадцати специальностям.

Среди направлений подготовки есть геодезия, радиоэлектронные и телекоммуникационные системы, инфокоммуникационные технологии, нанотехнологии и приборостроение.

Но для получения такого документа на обучение мало самого желания получить выбранную специальность. Для этого нужно принять участие в конкурсном отборе. То есть:

  • заполнить анкету кандидата на целевое обучение;
  • представить в эту организацию характеристику с места предыдущей учебы и сведения об успеваемости, результаты сдачи ЕГЭ;
  • посетить все (!) собрания, посвященные целевому набору;
  • пройти специальное собеседование.

После такого отбора будущему студенту, возможно, выдадут целевое направление на обучение в одном из московских ВУЗов.

Петербургский дневник: Целевое направление: гарантия или возможность?

С каждым годом все больше абитуриентов интересуются альтернативными путями поступления. Самым популярным из них остается целевое направление. Однако с целевым приемом связано много заблуждений. К примеру, некоторые школьники уверены, что, получив целевое направление, можно расслабиться и поступить в престижный вуз даже с низкими баллами ЕГЭ. Для того чтобы разобраться, как устроен целевой прием, мы поговорили с заместителем первого проректора СПбГУ по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Александром Вячеславовичем Бабичем.

Александр Вячеславович, объясните, пожалуйста, как формируются целевые места?

В целевом приеме задействовано три стороны: абитуриент, заказчик и вуз. Заказчиком могут выступать федеральные органы (министерства), органы субъектов РФ (например, правительство Ленинградской области) и органы местного самоуправления (например, администрация города Пскова), а также предприятия, в которых есть доля государственного участия (например, «Газпром»).

Кто решает, сколько целевых мест будет в вузе?

Выделение целевого места происходит в два этапа. Первый этап — заказчик договаривается с вузом. Госзаказчики формируют вузам заявки, например: «В рамках приема 2016 года просим выделить три целевых места по специальности «Юриспруденция».

Университет аккумулирует заявки, рассматривает их и затем решает, кому из заказчиков выделить целевые места. С заказчиками, которым выделены такие места, университет заключает договор о целевом приеме.

А как заказчик договаривается с абитуриентом?

Внутренняя деятельность заказчиков по отбору абитуриентов федеральным законодательством не регламентирована. Каждый заказчик отбирает абитуриентов по‑своему. Например, в Петербурге работу по формированию заявок на целевой прием координирует Комитет по науке и высшей школе. Он публикует на сайте объявление о конкурсе с перечнем направлений, на которые планируется выделение целевых мест, а выпускники отправляют заявки на получение направления.

Затем комитет по своим внутренним критериям (привлекая и другие профильные комитеты, заинтересованные в специалистах) отбирает школьников, которые получат целевое направление.

Далее заказчик заключает договор о целевом обучении с конкретным абитуриентом. Абитуриент зачисляется в вуз, не участвуя в общем конкурсе, а после окончания учебы обязуется отработать определенный срок (например, пять лет) на предприятии заказчика.

Таким образом, чтобы получить целевое направление, выпускник сначала должен договориться с госзаказчиком, а уже затем обращаться в вуз.

Значит, целевое направление от предприятия дает 100 -процентную гарантию поступления?

Нет. Чтобы поступить по целевому направлению, абитуриент должен представить в вуз не только договор с госзаказчиком, но и результаты ЕГЭ. В каждом вузе есть свой проходной минимум по баллам. То есть результаты ЕГЭ должны быть не меньше значений, установленных конкретным вузом.

Читайте также  Енвд татарстан салон красоты к2
Для чего это нужно?

В наш университет поступают сильные абитуриенты, мы следим за тем, чтобы у нас был высококачественный прием. Программы, которые реализует университет, довольно сложны, поэтому нам нужно, чтобы пришедшие в СПбГУ школьники не отчислялись с первой же сессии.

Входные ЕГЭ являются для нас контрольным материалом, по которому мы смотрим на уровень подготовки, мотивации и способности в дальнейшем осваивать программу нашего университета.

Правда ли, что зачисление по целевому направлению происходит без конкурса?

Это утверждение тоже не совсем верно. Будет по целевому направлению конкурс или нет, зависит от решения госзаказчика. Допустим, заказчик получил одно целевое место в вузе по направлению «Математика». Он направляет на него абитуриентов, с которыми подписал договор.

Если заказчик направил на это место одного ребенка и его баллы выше минимальных, абитуриент будет автоматически зачислен. А если предприятие направляет на выделенное место 10 человек, между этими десятью будет проводиться конкурс. Они ранжируются по результатам ЕГЭ, зачислен же будет тот, у кого балл ЕГЭ выше.

Будут ли студенты, поступившие по целевому направлению, получать стипендию?

Целевой прием — это подготовка специалистов за счет средств федерального бюджета. Студенты целевых направлений, так же как и остальные, получают государственную академическую стипендию.

А иногда заказчик оказывает студентам и дополнительную материальную помощь. Смысл целевой подготовки в том, чтобы дать возможность государственным структурам получить высококвалифицированные кадры.

Если организация заинтересована в сотрудниках, она будет оказывать какие-­­то меры социальной поддержки. Например, в качестве дополнения к академической стипендии будет выплачивать еще одну, чтобы заинтересовать ребят дальнейшей работой в своей организации.

Как видите, целевой прием вовсе не повод расслабляться и относиться к поступлению легкомысленно. Даже имея на руках договор от госзаказчика, абитуриент может лишиться долгожданного места, не набрав за ЕГЭ приемлемый балл.

Целевое обучение студента-медика: как оформить взаимоотношения?

Поскольку в государственных учреждениях здравоохранения не хватает врачей определенного профиля, со студентами заключаются целевые договоры на обучение. Ниже рассмотрен порядок оформления таких взаимоотношений.

О целевом обучении

Все вопросы, связанные с получением образования в РФ, регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ). Как следует из п. 1 ст. 56 документа, граждане, поступающие на обучение в образовательные учреждения среднего профессионального или высшего образования, имеют право заключить договор о целевом обучении с заказчиком. Ими могут быть, в частности (ст. 71.1 Закона № 273-ФЗ):

федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

государственные и муниципальные учреждения.

Таким образом, заказчиком может выступать как медицинское учреждение, так и министерство здравоохранения или департамент здравоохранения субъекта РФ.

По инициативе заказчика или гражданина в число сторон договора о целевом обучении включаются (п. 3 ст. 56 Закона № 273-ФЗ):

образовательная организация, в которую гражданин поступает на обучение или в которой он уже обучается;

и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении (организация-работодатель).

Медицинская академия или колледж, в которой будет обучаться студент, заключивший договор о целевом обучении, учитывает предложения заказчика при организации практики этого лица, а также по запросу заказчика предоставляет сведения о результатах освоения студентом образовательной программы (п. 4 ст. 56 Закона № 273-ФЗ).

Заключение договора о целевом обучении

Данный договор является обычным договором гражданско-правового характера, который составляется в письменной форме. Его форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 21.03.2019 № 302 (вступило в силу с 30.03.2019).

Договор о целевом обучении заключается в соответствии с Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденным указанным постановлением (далее – Положение).

Согласно п. 2 ст. 56 Закона № 273-ФЗ, п. 3 Положения существенными считаются следующие условия такого договора.

Стороны договора

Обязательства сторон

Заказчик (Министерство здравоохранения РФ, министерство здравоохранения субъекта РФ, государственная медицинская организация и др.)

1. Организовать предоставление или предоставить гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения меры поддержки:

материальное стимулирование (например, выплата стипендии);

оплата дополнительных образовательных услуг, оказываемых на платной основе за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении;

предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения;

и (или) другие меры поддержки.

2. Трудоустроить гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного этим договором, с указанием места трудовой деятельности в соответствии с квалификацией, полученной в результате освоения образовательной программы

Гражданин («целевой» студент)

1. Освоение образовательной программы, указанной в договоре (с возможностью изменения программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком).

2. Осуществление трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный договором

В договоре о целевом обучении указывается одно из следующих условий определения места осуществления трудовой деятельности (п. 10 Положения):

гражданин трудоустраивается в организацию, являющуюся заказчиком;

гражданин трудоустраивается в организацию, выступающую работодателем, включенную в число сторон договора о целевом обучении;

характер деятельности организации-работодателя;

выполняемая трудовая функция (функции), определяемая посредством указания должности, профессии специальности, квалификации или вида (видов) работы.

Место осуществления трудовой деятельности прописывается в договоре о целевом обучении с указанием следующей информации (п. 11 Положения):

или фактического адреса, по которому будет осуществляться трудовая деятельность, в том числе в структурном подразделении, филиале, представительстве заказчика или организации-работодателя;

или наименования объекта (объектов) административно-территориального деления в пределах субъекта РФ;

или наименования субъекта (субъектов) РФ.

Кроме существенных условий, подлежащих отражению в договоре о целевом обучении, в нем могут указываться:

вид (виды) экономической деятельности заказчика в случаях, когда гражданин будет трудоустроен в организацию, являющуюся заказчиком, или организации-работодателя (п. 12 Положения);

условия оплаты труда гражданина в период осуществления им трудовой деятельности, в том числе минимальный уровень оплаты труда (в рублях или в процентах от среднемесячной начисленной заработной платы на территории субъекта РФ, где должен быть трудоустроен гражданин) (п. 13 Положения).

Дополнительно хотим обратить внимание на п. 14 Положения. Из него следует, что в договоре о целевом обучении должен быть указан период времени, до истечения которого гражданин обязан заключить трудовой договор с заказчиком или организацией-работодателем после окончания учебы в образовательной организации. Для осуществления медицинской деятельности в должности врача или иного медицинского работника гражданин должен пройти аккредитацию специалиста в соответствии со ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ. В связи с этим в договоре необходимо прописать такое условие. На аккредитацию выделяется шесть месяцев. Значит, в данной ситуации установленный срок трудоустройства отсчитывается от даты завершения аккредитации.

Меры социальной поддержки «целевого» студента

Как уже отмечалось, существенными условиями договора со стороны заказчика являются организация предоставления или предоставление гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая:

материальное стимулирование (например, выплату стипендии);

оплату дополнительных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении;

предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения.

В связи с этим у учреждения здравоохранения могут возникать расходы на выплату стипендии «целевому» студенту, оплату проживания в общежитии и дополнительных образовательных услуг, которые предоставляются вузом или колледжем на платной основе.

Размеры стипендий могут быть установлены ведомственным нормативным актом субъекта РФ или муниципалитета, однако они не могут быть ниже размеров, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2016 № 1390 по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся с учетом уровня инфляции.

В соответствии с п. 51.3.4 Приказа Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н (далее – Порядок № 132н), п. 10.9.6 Приказа Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н) расходы государственных (муниципальных) учреждений на выплату стипендий обучающимся по профессиональным образовательным программам, по образовательным программам высшего образования и обучающимся в научных учреждениях отражаются по коду вида расходов 340 «Стипендии» в увязке с подстатьей 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам» КОСГУ. По подстатье 262 КОСГУ отражается выплата материальной помощи «целевому» студенту в случае его социальной поддержки. Указанные денежные средства могут быть выделены учреждению здравоохранения от учредителя в виде целевой субсидии по КВФО 5.

Расходы на оплату образовательных услуг, оказываемых на платной основе, а также расходы на проживание в общежитии на основании заключенного договора отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» (п. 51.2.4.4 Порядка № 132н) в увязке с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

Ответственность за нарушение условий договора

Пунктом 6 ст. 71.1 Закона № 273-ФЗ предусмотрены штрафные санкции за нарушение условий договора о целевом обучении. В случаях неисполнения заказчиком обязательства по трудоустройству гражданина, а гражданином – обязательства по осуществлению в течение трех лет трудовой деятельности наряду с ответственностью, предусмотренной п. 5 и 6 ст. 56 данного закона, заказчик или гражданин должны выплатить образовательной организации штраф в размере средств, затраченных на обучение.

Размер штрафа определяется получателем штрафа в соответствии со следующими условиями (п. 58 Положения).

Нарушение

Размер штрафа

Если заказчик не исполнил обязательства по трудоустройству гражданина

В размере базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования, определяемых Минобрнауки, с учетом значений корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат по образовательной программе, которую гражданин осваивал в соответствии с договором о целевом обучении

Если гражданин завершил освоение образовательной программы на условиях договора о целевом обучении и полностью или частично не исполнил обязательства по осуществлению трудовой деятельности

В соответствии с нормативными затратами пропорционально доле неотработанного времени (дней) в пределах трех лет

Если гражданин не исполнил обязательства по осуществлению трудовой деятельности, поскольку не завершил освоение образовательной программы на условиях договора о целевом обучении

В соответствии с нормативными затратами пропорционально доле, которую составляет период фактического обучения гражданина по образовательной программе от срока обучения, установленного образовательным стандартом

Стороны освобождаются от выплаты штрафа при следующих условиях (п. 61 Положения):

1) гражданин:

если он освобожден от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении;

если он является единственным родителем, имеющим трех и более детей;

2) заказчик:

если он освобожден от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении;

если он или организация-работодатель прекратили осуществление вида (видов) экономической деятельности, указанного в договоре о целевом обучении, в случаях, когда гражданин будет трудоустроен.

Если заказчик или гражданин не выплатят штраф в установленный срок (при отсутствии основания, указанного в п. 61), получатель может взыскать его в судебном порядке.

В соответствии со ст. 56 Закона № 273-ФЗ между государственным учреждением здравоохранения и студентом может быть заключен договор целевого обучения, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ № 302. Этим же документом утверждено Положение, в котором прописаны существенные условия договора целевого обучения. К ним, в частности, относятся: со стороны заказчика – трудоустройство «целевого» студента, обеспечение его стипендией и жильем на время обучения, со стороны студента – после окончания учебы работа в учреждении, указанном в договоре (не менее трех лет). За неисполнение обязательств по договору стороны несут ответственность в размере средств, затраченных на обучение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector